рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия
Главная   \   О ЦАКе

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ

"Вот почему нужно расширять свой кругозор, вот почему нужно изучать и святых отцов, и догматику, и историю Церкви. Вот почему нужно знать церковное искусство — потому что оно связано с общей историей искусства, а в искусстве отображается духовный поиск каждой эпохи."

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с преподавателями и студентами Сретенской духовной семинарии

Митрополит Таллинский и всея Эстонии ЕВГЕНИЙ

Митрополит Таллинский и всея Эстонии ЕВГЕНИЙ
(Ректор Московской Духовной Академии с 1995 по 2018 г.)

Митрополит Таллинский и всея Эстонии ЕВГЕНИЙ (Решетников)

"Создатели академического музея и те, кто в последствии сохранял и приумножал его собрание, никогда не рассматривали предметы церковного искусства - иконы, богослужебные книги, священные сосуды, церковные облачения и т.д. - в отрыве от той духовной традиции, в которой они создавались. Ценность того или иного экспоната определяется не только древностью его создания или принадлежностью к знаменитой художественной школе.Любой предмет церковного искусства - не просто музейный экспонат, а неотъемлемая часть единого предания Церкви, свидетельство определенной духовной традиции, будь то традиция Византии, Древней Руси или Западной Европы."

Статья "Музей - дорога к храму". Книга "Угодно в очах Божиих дело сие..." 2004 г. стр. 12

Митрополит Псковский и Порховский ТИХОН

Митрополит Псковский и Порховский ТИХОН

Митрополит Псковский и Порховский ТИХОН (Шевкунов)

"Культура в переводе с латыни — возделывание земли, то есть возделывание человеческой души с тем, чтобы она могла воспринять высшие духовные ценности. Люди моего поколения знают, в какой степени классическая русская и мировая культура, особенно в период государственного атеизма, способствовала глубоким размышлениям о мире, приходу к вере, к Богу.

Для многих из нас первыми учителями веры в те годы, когда невозможно было найти ни Священного Писания, ни святых отцов, были великие писатели, художники. Быть может, высшим предназначением мировой культуры, в лучших ее проявлениях, является ее способность возделать, окультурить — как грубую землю превращают в плодородную пашню — огрубевшее и себялюбивое человеческое сердце, а самого человека провести в непосредственное преддверие, к порогу веры"

(«Совет по культуре займется прояснением утраченных смыслов»)

Архиепископ Верейский АМВРОСИЙ(Ермаков)

Архиепископ Верейский АМВРОСИЙ

Архиепископ Верейский АМВРОСИЙ (Ермаков)

О значении экспонирования в музее православных христианских культурных ценностей "это пространство может быть площадкой даже для миссионерской деятельности, ведь здесь рассказывается не только об истории христианства, но и о литургическом творчестве, художественном языке, языке богословия и музыки."

(«Санкт-петербургская духовная академия и Музей истории религии заключили договор о сотрудничестве»)

Протоиерей Леонид КАЛИНИН

Протоиерей Леонид КАЛИНИН

Протоиерей Леонид Калинин, председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации

"Христианское искусство является тем корнем, от которого и пошло изобразительное искусство в целом. Потому что если бы иконоборцы в свое время победили, то, я думаю, сейчас, кроме абстрактного искусства, мы бы ничего не видели."

(ОКНО В ГОРНИЙ МИР. Беседа с протоиереем Леонидом Калининым о церковном искусстве http://www.pravoslavie.ru/90215.html)

"Сохранять. Приумножать. Просвещать."

Воссоздание Церковно-археологического кабинета (который был создан в 1871 году, а после Октябрьской революции был полностью разграблен) связано с возрождением Московских Духовных школ и возвращением их в Троице-Сергиеву Лавру в 1948 г. В 1950 г. Святейший Патриарх Алексий I благословил организовать Церковно-археологический кабинет иеромонаха Сергия (Голубцова).

Над возрождением ЦАКа в течение 20 лет трудился его заведующий, профессор МДА, протоиерей Алексий Остапов. При нём была сформирована основная часть коллекции, куда вошли многочисленные дары Святейшего Патриарха Алексия I, а также пожертвования известных иерархов, священнослужителей и простых мирян Русской Православной Церкви.

В настоящее время экспозиция ЦАКа расположена в 12 залах бывших Царских чертогов. Здесь представлены иконы, церковная утварь, облачения, рукописные и печатные книги, предметы мелкой пластики, графика, живопись и реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей.

Церковно-археологический кабинет, являясь с момента своего воссоздания единственным негосударственным музеем, с самого начала вел активную общественно-просветительскую деятельность.

Уже в 1957 году ЦАК включен в программу посещений участников Всемирного фестиваля молодежи.

С этого момента академический музей получает широкую международную известность. Многие иностранцы, посещающие Россию, будь то простые туристы или официальные лица, стараются ознакомиться с собранием Кабинета.

С деятельностью Церковно-археологического кабинета связаны активизация и рост научных работ в Академии по искусствоведческой тематике.

Проведение встреч с учащимися, частая организация сменных тематических выставок, написание научных докладов, статей, курсовых сочинений и кандидатских диссертаций по церковно-археологической тематике – все это достаточно быстро поставило ЦАК в средоточие академической жизни. С конца 50-х годов началось периодическое издание сборников «Материалы ЦАКа», ставшее впоследствии регулярным.

ЦАК привлекал посетителей не только разнообразием экспонатов. В нем устраивались многочисленные выставки, к которым готовились специальные доклады. Нередко посетители охотно устраивали небольшие концерты, с особенной радостью это делали детские коллективы, впервые посещавшие музей.

Возможность проведения подобных и нижеизложенных мероприятий обусловлена тем, что в ЦАКе располагается актовый зал, который на данный момент является малым залом наряду с большим, в котором проходят особенно многолюдные мероприятия.

В ЦАКе проходили вечера, посвященные творчеству классиков русской литературы: А. С. Пушкину, Ф. М. Достоевскому, А. Н. Некрасову, А. К. Толстому и многим другим.

Одним из самых знаменательных был традиционный ежегодный вечер, посвященный памяти митрополита Московского Филарета (Дроздова) (1782–1867). Его память благоговейно чтил Святейший Патриарх Алексий I. Он всегда лично посещал эти торжества, которые прочно вошли в жизнь Московских Духовных Школ.

Устраивались в ЦАКе и вечера отдыха, на которых учащиеся могли не только отдохнуть, но и прочитать стихи и послушать музыкальные произведения, исполняемые на фортепиано, скрипке, виолончели или других музыкальных инструментах. Все это развивало кругозор студентов и прививало в них любовь к истинному искусству.

К числу традиционных мероприятий в ЦАКе относились и рождественские елки для детей.

На Масленице в малом актовом зале в ЦАКе проходили вечера «вопросов и ответов», на которых обсуждались различные, самые актуальные на текущий момент проблемы.

Организаторы этих встреч стремились помочь всем, кто посещал ЦАК, пережить радость от общения друг с другом  и встречи с прекрасным.

Малый актовый зал, расположенный в музее, также служит местом проведения научных конференций, лекций, защиты диссертаций и заседаний профессорско-преподавательского состава Академии.

В  конце 50-х годов, в связи с восстановлением Церковно-археологического кабинета при Московской Духовной Академии и необходимостью воссоздания во множестве поступающих в него экспонатов, была создана художественно-реставрационная мастерская.

У истоков деятельности мастерской стояли старейшие сотрудники ЦАКа — монахиня Иулиания (Соколова) († 1981) и Е. С. Чуракова († 2007) — художник-реставратор высшей категории.

Некоторые реставраторы ЦАКа прошли стажировку во Всероссийском художественно-научном центре имени академика И. Э. Грабаря.

За время существования реставрационной мастерской ее специалистами восстановлено множество памятников церковного искусства и культуры, которые ныне находятся не только в Церковно-археологическом кабинете, но и в различных  музейных собраниях, действующих храмах и монастырях Русской Православной Церкви.

После пожара 1986 года художники-реставраторы ЦАКа трудились над воссозданием интерьера Покровского академического храма. Была проделана огромная по масштабу и высокая по качеству работа, в процессе которой от копоти были расчищены иконостас и настенные росписи.

Художественно-реставрационная мастерская ЦАКа своей деятельностью не только обеспечивает необходимый уровень сохранности самых разных памятников искусства, но и создаёт новые иконографические образы. Кроме того, плодом её деятельности являются многие отдельные творческие работы.

Уже с самого дня своего основания Церковно-археологический кабинет стал фактически единственным церковным музеем в нашей стране, каковым он и оставался в течение многих лет. Люди, приходившие в ЦАК, знакомились с образцами церковного искусства и во многом по-новому открывали для себя истоки нравственности и культуры Православной Руси.

Имеющиеся в коллекции музея раритеты, постоянное пополнение музейного собрания, регулярные тематические выставки обусловили неуклонно, год от года, растущий интерес к Церковно-археологическому кабинету со стороны как отдельных лиц, так и делегаций самого различного ранга. Об это красноречиво свидетельствуют цифры: если в 1952-1953 учебном году ЦАК посетило всего 9 групп (общее количество посетителей — 129 человек), то в 1969-1970 учебном году уже 290 групп при общем количестве посетителей 3921 человек.

Наряду с количественными показателями посещаемости музея, в указанный период также росло и широкое общественное значение ЦАКа, особенно после включения его в число экскурсионных объектов во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году.

В 1990-е годы значительно ускорились процессы, направленные на возрождение церковной жизни в России. Не остался в стороне и Церковно-археологический кабинет. В связи с массовым увеличением числа православных общин, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 1 апреля 1996 года в запасниках ЦАКа работала специальная комиссия, в результате деятельности которой было отобрано 460 икон для их последующей передачи новооткрытым храмам и монастырям. ЦАК осуществляет помощь также  церковным музеям, открывающимся в других епархиях (например, в Санкт-Петербурге и Новосибирске).

Налаживается плодотворное сотрудничество и с целым рядом светских музейных структур: ЦМиАР, ГММК, ГИМ, ГМИИ им. А.С.Пушкина, РГБ, ГосНИИР и др. Наиболее тесные контакты установлены с сотрудниками Центрального Музея имени преподобного Андрея Рублева, которые помогали составлять профессиональные каталожные описания и осуществлять научную систематизацию коллекции ЦАКа.

За 60 лет с момента возрождения ЦАКа, музей достиг поистине мирового уровня. Его посетителями были не только Первоиерархи Православных Поместных Церквей и различные церковные делегации, но также главы отдельных государств и высокопоставленные официальные лица самых разных стран мира. С 1992 года ведется книга почетных гостей в которой они оставляют свои отзывы о посещении музея.

С 1997 года осуществлялся ремонт некоторых помещений и обновлялась экспозиция.

В 2000 году ЦАК встречает свой 50-ти летний юбилей со дня возрождения, будучи крупным церковно-художественным и историческим музеем. К этому времени экспозиция насчитывает более 5 000 предметов.

В 2008 году установлена система видеонаблюдения и пожарно-охранная сигнализация.

25 ноября 2010 года Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии отметил своё 130-летие со дня указа Святейшего Синода об учреждении Церковно-археологического музея при МДА.

В наши дни ЦАК ежегодно принимает свыше 1200 групп и около 30 тысяч посетителей из более чем 50 стран мира. Данная статистика является ярким показателем необычайно возросшего значения ЦАКа как в культурно-просветительской, так и миссионерской деятельности РПЦ.

Несмотря на то, что музей существует на правах частной коллекции, его значение, бесспорно, переросло рамки Московской Духовной Академии, в результате чего он стал подлинно общецерковным достоянием.

Но  Церковно-археологический кабинет служит, кроме всего прочего, и учебно-практическим нуждам самой Академии. Он, именно как Кабинет, относится к кафедре Церковной археологии, в нем студенты имеют возможность непосредственно ознакомиться с древними литургическими памятниками и образцами церковного искусства.

Экспонаты музея также используются для практических занятий учащимися Иконописной школы. Коллекция  древних  икон ЦАКа представляет для студентов-иконописцев особенный интерес.

В настоящее время в  музее  осуществляется научный проект по созданию базы данных музейного собрания, повышается профессиональный уровень проведения экскурсий, ведется научная работа, делаются доклады, регулярно проводятся  выставки. 

В 2012 году в ЦАКе началась работа по инвентаризации всех экспонатов. Осенью 2012 г. при финансовой поддержке ФП "МЕТА" и технической поддержке "ИТЕРАНЕТ" в музее был установлен сервер для создания единой электронной базы данных музейных предметов. В декабре было проведено обучение сотрудников музея работе в программе КАМИС, с помощью которой создается такая база данных. Для ЦАКа была индивидуально разработана специальная модификация этой программы с учетом особенностей нашего музея. 

12 июля 2013 г. в Международный день фотографа  в ЦАКе МДА открылся новый выставочный зал "Миссия Церкви через объектив фотоаппарата", посвященный искусству фотографии и фотоснимкам из церковной жизни.

28 февраля 2014 г. на встрече с учредителями ФП "МЕТА" был представлен сайт www.acmus.ru и отчет о ходе заполнения базы данных КАМИС, в которую внесено более 8000 единиц хранения.