рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия
Главная   \   О ЦАКе   \   История

История церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии

Образование музея 

Церковно-археологический музей при Московской Духовной Академии образовался благодаря деятельности выдающегося  богослова, историка и археографа, ректора Академии протоиерея Александра Горского (1812–1875) в 1871 г., когда по инициативе ректора МДА протоиерея Александра Горского одно из помещений библиотеки было выделено для небольшой коллекции монет, икон и картин.

протоиерей Александр Горский

В конце 60-х гг. XIX столетия протоиерей А. Горский выступил с предложением об основании музея, и в результате поданного им прошения Святейший Синод благословил передачу из Синодальной библиотеки икон и церковных книг. Кроме этого, в первоначальную коллекцию музея вошли и переданные ещё ранее в фонды Академии русские и иностранные монеты различных эпох. Так началось фактическое существование музея, хотя официальный Синодальный указ об открытии музея вышел только в 1880 г., в ректорство протоиерея Сергия Смирнова (1818–1889). 12 сентября 1880 г. Святейший Правительствующий Синод определил: «Разрешить учреждение Церковно-археологического музея при Московской Академии». В 1892 А. П. Голубцов по ходатайству преподавателя Церковной археологии и литургики проф. А. П. Голубцова музей переведён в помещение бывших Царских чертогов.

А. П. Голубцов

Первоначально музей располагался в здании библиотеки и находился в ведении библиотекаря. В середине 1891 г. в ЦАМ был назначен первый заведующий – преподаватель церковной археологии и литургики доцент А. П. Голубцов (1860–1911). В 1892 г., по его ходатайству, музей был переведён из здания библиотеки в старинные Царские Чертоги. Двадцатилетний период истории музея (1891–1911 гг.), когда его заведующим был профессор А. П. Голубцов,  можно назвать временем подлинного расцвета дореволюционного ЦАМа.

С 1911 по 1919 гг. сведений о деятельности музея сохранилось очень мало. В 1919 г. Московская Духовная Академия была закрыта, а в феврале этого же года Церковно-археологический музей, на основании декрета от 5 декабря 1918 года, поступил в ведение Всероссийской коллегии охраны памятников искусства и старины. До декабря 1919 года он еще находился в здании Академии. После этого времени сведений о судьбе экспозиции дореволюционного музея нет.

Музей в Советский период

Период гонений на Церковь

1917 год стал поворотным в судьбе как всей Русской Православной Церкви вообще, так и Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии в частности. Начались тяжкие годы гонений на веру и Церковь.

Уже с осени 1917 года Московская Духовная Академия была закрыта, а в зданиях ее и Лавры разместилась Военная Электротехническая Академия. Тогда же прекратил своё существование и Церковно-археологический музей, коллекция которого бесследно исчезла. Через год после октябрьского переворота Лавра была объявлена «народным достоянием» и перешла в ведение специальной комиссии Наркомпроса.

В дореволюционный период каждая Духовная Академия имела свой Церковно-археологический музей. Однако после трагических событий начала  XX века, постигших  наше Отечество и Церковь, духовные учебные заведения были закрыты, прекратили свое существование и академические музеи.

11 апреля 1919 года было произведено кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия, а 4 ноября все храмы Лавры были опечатаны и больше не открывались. Лишь Троицкий собор окончательно был закрыт полгода спустя; почти все монахи были высланы или репрессированы.

Сохранению Лавры от окончательного разграбления в определенной мере способствовал декрет Советского правительства от 20 апреля 1920 года об обращении ее в музей-заповедник.

Однако эта мера совершенно не воспрепятствовала осквернению лаврских святынь в дальнейшем. В Успенском соборе перед Царскими вратами выставили для обозрения карету елизаветинских времен, в Трапезном храме был выломан иконостас и размещён инкубатор, впоследствии там располагался тир. Троицкий собор пустовал, а в примыкавших к нему Никоновском приделе и Серапионовой палате была устроена мастерская по обработке камня, монастырские стены отдавались под городские квартиры. В Лавре также действовали общественные бани, о чем свидетельствовала вывеска над входом в обитель.

Весной 1919 года на четверть века прекратила свое существование и Московская Духовная Академия. Покровский Академический храм был превращен в городской дом культуры с кинозалом, здания же МДА после Электроакадемии занял Педагогический институт.

Почти на 30 лет на святом месте водворилась «мерзость запустения» (Мф. 24, 15), но Промыслом Божиим, вопреки планам богоборцев, уже готовилось возрождение как Троице-Сергиевой Лавры, так и Московской Духовной Академии.

ЦАК в военные годы

С  сентября 1943 года отношение Советского правительства к Русской Православной Церкви стало более благоприятным. Из заключения и ссылок стали возвращаться иерархи и клирики, началось массовое открытие храмов, а также воссоздание некоторых Духовных Школ.

Возрождение ЦАКа

Троице-Сергиева Лавра вновь была открыта на Страстной седмице 1946 года, а в 1948 году в нее была переведена и возрожденная в 1944 году Московская Духовная Академия. Начались активные восстановительные работы.

Воссоздание Церковно-археологического кабинета связано с возрождением Московских Духовных школ и возвращением их в Троице-Сергиеву Лавру в 1948 г. Святейший Патриарх Алексий I в 1950 г. благословил иеромонаха Сергия (Голубцова) организовать Церковно-археологический кабинет.

Благодаря мудрой позиции Святейшего Патриарха Алексия I в церковной жизни этого времени наметилось возвращение к древним традиционным основам богослужения и православной культуры.

Именно такая позиция и определила решение возродить при МДА Церковно-археологический кабинет, который и был создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия I в 1950 году.

Святейший Патриарх Алексий I был самым главным и щедрым дарителем (каким он оставался и всегда); первоначальными жертвователями были также священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, священник Константин Нечаев (впоследствии митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим), протоиерей Алексий Остапов, протопресвитер Николай Колчицкий и другие.

Первое официальное  упоминание о Кабинете мы находим в отчете о состоянии Московской Духовной Академии и Семинарии за 1950/51 учебный год. Там сказано: «В отчетном году организовался, по благословению Святейшего Патриарха Алексия I, Церковно-археологический кабинет».

У истоков возрожденного ЦАКа стояли протоиерей Николай Никольский, иеромонах (впоследствии архиепископ) Сергий (Голубцов) и священник Константин Нечаев (впоследствии митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим). Протоиерей  Николай Никольский в Журнале Московской Патриархии за январь 1951 года опубликовал статью с рассказом об основании ЦАКа, благодаря которой пожертвования в музей новых экспонатов от архипастырей, клириков и мирян значительно участились.

Архиеп. Сергий Голубцов

Очень много сделал для музея первый заведующий возрожденным ЦАКом иеромонах Сергий (Голубцов). При нем первоначальное собрание, состоявшее из нескольких икон, небольшого количества первопечатных книг и святых антиминсов, к 1955 году, когда архимандрит Сергий был рукоположен во епископа Старорусского, уже включала в себя 561 единицу хранения.

Первоначально все собрание помещалось в четырех витринах на одном небольшом стенде, размещенном в помещении, примыкающем к Актовому залу. С этой небольшой экспозиции получил свое начало современный ЦАК.

Московская Духовная Академия с самых первых дней своего зарождения постоянно была объектом неустанной отеческой заботы первоиерархов Русской Православной Церкви. Церковно-археологический кабинет, деятельность которого стала одной из самых важных сторон жизни Академии, всегда испытывал на себе это неустанное попечение.

Самые яркие страницы истории ЦАКа связаны с именем Святейшего Патриарха Алексия I. По его благословению в 1950 году было начато воссоздание музея, и именно его постоянными усилиями ЦАК продолжал неуклонно расти и созидаться. На протяжении 20 лет Святейший Патриарх Алексий I оставался самым частым жертвователем Кабинета, большая и самая лучшая часть собрания ЦАКа получена именно от него.

Патриарх Алексий I (Симанский)

Свое отношение к Церковно-археологическому кабинету Святейший Патриарх Алексий I выразил в собственноручной записи в «Книге почетных посетителей ЦАКа», сделанной в 1957 году: “Много раз я посещал Церковно-археологический кабинет… Дай Бог, чтобы изучая это богатое собрание, наши воспитанники, кандидаты в священство, научились в нем любить, понимать и ценить наше истинно церковное искусство”.

Известие о кончине Святейшего Патриарха Алексия I, последовавшей 17 апреля 1970 года, было принято всеми сотрудниками ЦАКа с особенной скорбью. Их трудами  вскоре была создана, в память о почившем, особая мемориальная комната. Это событие ознаменовало собой завершение целой эпохи в истории музея.

Святейший Патриарх Пимен также был весьма внимателен к ЦАКу. Во время своих посещений МДА он почти всегда осматривал музей, отмечал качество его экспозиции, интересовался его насущными проблемами.

Святейший Патриарх Алексий II, понимая значение ЦАКа для всей Церкви, старался во всем продолжать традицию заботливого отношения к его нуждам, начатую его предшественниками. Посещения им музея всегда были особенным событием в жизни ЦАКа.

Необходимо отметить, что коллекция Кабинета вот уже в течение более чем 60 лет собирается из пожертвований как известных иерархов и священнослужителей, так и простых мирян Русской Православной Церкви. Самым щедрым дарителем был Святейший Патриарх Алексий I: все самое ценное, что есть в Кабинете — это его дары.

В знак памяти о нем и благодарности ему определением Священного Синода с 1971 года Церковно-археологический кабинет стал носить имя своего основателя – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I.

В   связи с архиерейской хиротонией архим. Сергия (Голубцова) 18 ноября 1955 г., новым заведующим ЦАКа был назначен преподаватель Церковной археологии, профессорский стипендиат (впоследствии профессор, протоиерей) Алексий Данилович Остапов. Это событие открыло новую страницу в жизни Церковно-Археологического кабинета. Он заведовал музеем двадцать лет. Трудами этого человека была сформирована основная часть коллекции современного Кабинета.

В январе 1956 года аудитории МДАиС были переведены в отремонтированное здание бакалаврского корпуса, в результате чего музей получил собственные три зала в Царских Чертогах. Летом 1957 года ЦАКу были переданы еще три зала, тут же был начат их ремонт. С этого периода и начал проявляться организаторский талант А. Д. Остапова – неутомимого труженика на ниве православного искусства. В 1957 году его помощником был назначен К. М. Комаров, остававшийся в этой должности в течение семи лет.

ЦАК при заведующем протоиерее Алексии Остапове

Новый заведующий начал в 1958 году переоборудование Кабинета с целью более систематичного и избирательного размещения его экспозиции. Следующее крупное переустройство музея было проведено протоиереем Алексием Остаповым уже в 1967 году. С этого времени экспозиция ЦАКа приобретает вполне целостный характер, сохранившийся в основных чертах и до нынешнего дня, несмотря на многие экспозиционные перемены и постоянные пополнения собрания  (к осени 1964 г. общее количество экспонатов достигло 5 000 единиц хранения).

Протоиерей Алексий Остапов

60-е годы – время значительного упорядочения всего строя внутренней жизни музея, поднятого на небывалую до этого высоту. Увеличение штата сотрудников, заметное повышение их профессионального уровня, наряду с совершенствованием экспозиции, явились заслугой всего коллектива ЦАКа во главе с прот. Алексием Остаповым. После К. М. Комарова его ближайшими помощниками были проф. игум. Марк (Лозинский), иером. Лаврентий (Постников), иером. Павел (Судакевич), М. Н. Соколова и другие.

Неустанные труды заведующего ЦАКом не были оставлены без внимания ректором Академии протоиереем К. И. Ружицким (1888-1964) и епископом Филаретом (ныне – митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси), всегда способствовавшим решению возникавших у музея проблем. Святейший Патриарх Алексий I также очень высоко отзывался о деятельности прот. Алексия Остапова. Еще в 1962 году он писал, что «это не просто “заведование” и обычный труд, а благоговейное отношение к церковным памятникам, творчество, одушевленное любовью к делу церковному».

1970 год стал особым в жизни Церковно-Археологического кабинета. Музей готовился к празднованию 20-летия со дня своего основания, но этому предшествовало другое, скорбное событие. 17 апреля, на 93-м году жизни, скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I – основатель и главный попечитель ЦАКа. Поэтому  было решено увековечить его память созданием особой, посвященной ему, комнаты – мемориального музея. В конце 1970 года в ЦАК стали поступать  необходимые для этого фотоматериалы и экспонаты, а 21 мая 1971 года состоялось открытие мемориального музея. Открыл музей и стал его первым посетителем Патриарший Местоблюститель, будущий Патриарх, митрополит Пимен. В ноябре 1970 г. состоялись торжества, посвященные 20-летию ЦАКа, во время которых были подведены основные итоги двух десятилетий, подчеркнута роль музея в жизни Академии, намечен план развития экскурсионной и учебно-воспитательной деятельности.

В 70-х годах ЦАК понес еще две тяжелые утраты. В 1973 году скоропостижно скончался молодой профессор, помощник заведующего игум. Марк (Лозинский), а два года спустя, на 45-м году жизни, умер заведующий ЦАКом, профессор протоиерей Алексий Остапов. В течение почти 20 лет он неустанно трудился на поприще церковного послушания – заведования Кабинетом, оставив своей деятельностью неизгладимый след в истории музея.

Научная деятельность

Новым заведующим ЦАКа с 1975 года стал архим. Александр (Тимофеев) (впоследствии архиеп. Саратовский и Вольский), сразу же поставивший на повестку дня вопрос о необходимости более глубокого осмысления православного церковного искусства. В соответствии с этими задачами стала проходить экскурсионно-лекционная работа и научная деятельность музея, обновился штат сотрудников, повысился богословский и искусствоведческий уровень статей в сборнике «Материалы ЦАКа». Продолжали организовываться различные выставки, среди которых была и интереснейшая выставка творческих работ сотрудников музея.

 В 70-е годы количество экспонатов насчитывало уже двадцать тысяч единиц хранения.

В 80-е годы Церковно-археологический кабинет продолжал осуществлять свою многоплановую деятельность на благо Русской Православной Церкви,  что способствовало распространению его известности, как в нашей стране, так и за рубежом.

Этот период в жизни музея характеризуется повышенной творческой активностью его сотрудников. Проводились конференции, читались доклады, публиковавшиеся в сборнике «Материалы ЦАКа». Очень много в этом плане сделали иеродиакон Алексий (Фролов) (впоследствии – епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии), свящ. Петр Веретенников (ныне – архим. Макарий), В. В. Иванов и другие.

Происходили также и экспозиционные изменения. Например, улучшена система экспонирования в залах южной анфилады, чему способствовал проведенный в начале 80-х гг. капитальный ремонт помещений ЦАКа. Продолжали устраиваться выставки, в том числе и юбилейные, посвященные, например, 600-летию Куликовской битвы, 100-летию со дня смерти Ф. М. Достоевского.

В 1981 году Троице-Сергиева Лавра и МДА понесла тяжелую утрату: скончалась старейшая сотрудница ЦАКа, иконописец и художник-реставратор М. Н. Соколова (незадолго до смерти принявшая монашеский постриг с именем Иулиания), трудившаяся в музее около тридцати лет.

1986 год стал трагическим в жизни Московских Духовных  школ: в конце сентября (в ночь с 27 на 28) здесь случился страшный пожар, в огне которого погибли пятеро студентов Семинарии. Сотрудники Церковно-археологического кабинета и, прежде всего, реставрационной мастерской, принимали самое деятельное участие в ликвидации последствий пожара в Покровском храме и других помещениях Академии. Экспозиция музея, к счастью, при пожаре не пострадала. 

В 80-е годы – время частых кадровых изменений в руководстве ЦАКа. После назначения архим. Александра ректором МДАиС и его архиерейской хиротонии в 1982 г., ЦАК возглавил архим. Елевферий (Диденко) (заведующий с 1983 по 1985 гг.). После него заведующими ЦАКа были архим. Венедикт (Князев) – 1985–1987 гг., архим. Георгий (Грязнов) – впоследствии епископ Людиновский, викарий Калужской епархии († 2011) – 1987–1989 гг., архим. Димитрий (Капалин) (впоследствии архиепископ Тобольский и Тюменский).

Современный Российский период

1990 г. После архиерейской хиротонии архимандрита Димитрия ЦАК возглавил прот. Николай Резухин, трагически погибший в июне 1995 года. С 1996 по 2002 г. заведующим ЦАКом был игумен Антоний (ныне митрополит Борисоглебский, Ректор Киевской Духовной Академии).

С сентября 2002 г. по настоящее время ЦАКом заведует протодиакон Игорь Михайлов. В этот период были осуществлены следующие значимые мероприятия.

Летом 2008 года начали ремонтировать третий зал с иконами. Одновременно с этим ремонтировали пристройку к зданию Царских чертогов, где был создан открытый фонд, стилизованный под русскую избу, где стали хранить в открытом доступе предметы русского народного творчества. Над этим фондом оборудовали новую реставрационную мастерскую, а под ним – помещение для научно-фондовой работы. Этот ремонт был завершен через год, летом 2009 года.

Сразу после этого одну из комнат на первом этаже Царских чертогов, где располагается студенческое общежитие, стали оборудовать под хранилище для экспонатов ЦАКа. И уже 29 августа, за один день, все экспонаты из прежнего хранилища были перенесены в новое, более вместительное.

С января по апрель 2013 года был произведен капитальный ремонт одного помещения перед новым хранилищем на первом этаже Чертогов. В нем были размещены ценные фотографии, на которых представлены известные церковные деятели (многие из них прославлены в лике святых) и события церковной жизни с конца XIX до конца XX веков. В этом же зале было выставлено различное старинное фотооборудование. Торжественное открытие этого зала было приурочено к дню фотографа – 12 июня 2013 года.

В июне 2013 года начался ремонт первого и второго иконных залов ЦАКа, который завершился в декабре того же года. При этом для икон были изготовлены дубовые витрины, увеличена площадь экспозиции и улучшено освещение. Был изменен принцип размещения икон в экспозиции, к ним добавлено много примечательных и древних икон из запасников.

Все экспозиционные залы ЦАКа оборудованы системой видеонаблюдения, которая с высокой степенью надежности обеспечивает охрану экспонатов и контроль за лицами, посещающими музей. Сразу после ремонта иконных залов, в декабре и январе, эта система была полностью обновлена: установлены новые видеокамеры и центр приема информации от них.

Летом 2010 г. при технической и финансовой поддержке компании «ИТЕРАНЕТ» в восьми залах ЦАКа были установлены широкие плазменные видеопанели, включенные в единую систему локальной сети, которая была создана специально для этой цели. Таким образом, появилась возможность демонстрировать для  посетителей музея познавательные фильмы на тему церковного искусства. Эти фильмы созданы заведующим и другими сотрудниками ЦАКа.

Музей, помимо того что имеет в каждом отдельном помещении ручные огнетушители, оборудован системой автоматического пожаротушения. Во всех его помещениях установлены болоны, которые тушат пожар порошком (в двух не выставочных помещениях установлены болоны с азотом). Датчики реагируют на дым. Единый пульт управления системой находится у вахтера, который оповещается сигнализацией, когда система срабатывает, а в случае ложной тревоги может отключать ее. Контроль за работоспособностью системы осуществляет  отделение пожарной охраны Троице-Сергиевой Лавры, а ее обслуживание обеспечивает «Воинское братство» Сергиева Посада на благотворительной основе.

В 2013 году на средства, полученные от благотворительного фонда просвещения «МЕТА», создан сайт Церковно-археологического кабинета, на котором есть возможность осмотреть весь музей. Дизайн и техническая поддержка сайта компания ЗАО «Группа ЭПОС». Перед этим была произведена фотосъемка экспозиции каждого зала в целом и значительного количества экспонатов по отдельности. В итоге были получены объемные панорамные изображения залов с центром обзора в середине зала. Примечательной особенностью сайта является то, что все фотографии экспонатов хорошего качества (с высоким разрешением) и доступны абсолютно всем без каких-либо ограничений и условий.