рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия

16 декабря 2014 г.

ДОКЛАД Христианские музеи в сфере создания кросс-музейных коммуникаций

Ваше Высокопреосвященство, Преосвященство, Высокопреподобие, Преподобие, братья, и сестры, дорогие коллеги.

          «Сохранять, Приумножать, Просвещать» - с таким девизом 25 ноября 2010 года Церковно-археологический кабинет Московской Духовной Академии встретил конференцией свое 130-летие.

Конференция, была посвящена открытию 12 сентября 1880г. Академического музея. Со дня официального Синодального указа, где Святейший Правительствующий Синод определил: «Разрешить учреждение Церковно-археологического музея при Московской ИД Академии». С этого дня ЦАК вошел в историю Московской Духовной Академии, в ректорство протоиерея Сергия Смирнова (1818–1889).

           Участники конференции 2010г., среди которых были старейшие труженики ЦАКа, представители христианских музеев России и стран Ближнего Зарубежья, чувствуя себя «в родных стенах» открыто и непринужденно, пришли к единодушному решению о необходимости более тесного межмузейного сотрудничества и развития христианского просвещения.

Промыслом Божьим в Юбилейный год, когда вся Русская Православная Церковь торжественно празднует 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, Господь нас собрал в «Большой Келье» аввы Сергия –в Московской Духовной Академии. Он  собрал избранных, как некогда избирал апостолов. Он собрал нас как птиц, явившихся  Преподобному  Сергию в видении.

Почему именно мы и почему именно  здесь?

Ответ дает нам сам Авва Сергий!

Обратимся к житию Святого. «Когда Он молился в своей келье за братию, чтобы Господь помог им в ежедневных трудах и подвигах. Вдруг он услышал голос:

- Сергий! Ты молишься о своих духовных детях. Господь принял твою молитву.

Смотри внимательно, и ты увидишь, какое множество иноков собрано тобой под твоё руководство во имя Святой и Живоначальной Троицы.

И Сергий увидел великое множество прекрасных птиц, летавших не только по монастырю, но и вокруг него. И опять послышался тот же голос:

- Так же, как и эти стаи птиц, будут многочисленны твои ученики, и после тебя они не оскудеют, если только захотят последовать твоим стопам.»

Мы можем быть теми самыми птицами, если «только захотим последовать стопам» преподобного Сергия, 

«Последовать стопам - Путем преподобного Сергия:»- это идти по пути протоптанной тропинке игумена земли Русской.

Святейший Патриарх Кирилл в своем слове в день праздновании юбилея напомнил слова Преподобного Сергия. «любовью и единением спасемся».

Патриарх задал всем нам вопрос: «….А что такое единение?» И ответил  словами Епифания Премудрого и объяснил их: «Единение это единомыслие. Единомыслие — это значит согласие мыслей и, конечно, действий, подчиненных одной общей мысли, одной общей идее. А как же тогда с человеческой свободой выражать любые мысли и придерживаться любых убеждений? Как сочетать заповедь преподобного Сергия о том, что только единением, единомыслием и любовью спасемся с тем, что предлагает современное общество, которое настаивает на необходимости присутствия разных точек зрения».

Подчеркивая важность слов преподобного Сергия, Святейший Патриарх продолжил: «Еще в далеком V веке преподобный Викентий Леринский, отец Церкви, говорил: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь». Именно такое единомыслие и предлагал преподобный Сергий своему народу. И мы знаем, что так оно и произошло. И когда во второстепенном мы свободно определяем свой выбор, но в главном подчиняем себя той идее, которая объединяет всех, это и обеспечивает гармонию человеческой жизни и жизнеспособность общества.»

 «А что же сегодня для нас является главным? Народ наш, Отечество наше, историческая Русь — это самое главное, что мы должны сберечь и передать следующим поколениям. И во всем этом мы должны быть единомысленны и стоять на страже нашего единства: и духовного единства, и иного, человеческого, которое сегодня выражается многими способами и средствами….». «И мы верим, что Отечество наше сегодня находится на духовном подъеме, что все то, чему учил преподобный Сергий, обретает реальность в современных категориях мыслей и действий.»

 

Вот она, глубинная национальная идея, выраженная в категории христианской мысли Святейшим Предстоятелем нашей Церкви.

Мы - наследники Святой Руси, проживающие в разных регионах, городах, но имеющие общую веру, историю, культуру, - призваны Богом к высокой ответственности за сохранение бесценного сокровища православной  культурной традиции, принятой нами от предков. Мы призваны делом и самой жизнью являть, по апостолу Павлу, «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3), противостоя розни века сего.

Будем помнить слова святого Епифания Премудрого, начертанные им в житии Преподобного: "Мы восхваляем святого Сергия не потому, что он нуждается в похвале, но потому, что он молится за нас, подражая во всем пострадавшему за нас Христу"».

Сегодняшняя научно-практическая конференция «Христианский музей  в современном мире» проводится в рамках всероссийского празднования 700-летнего юбилея со дня рождения преподобного Сергия Радонежского при поддержке президента и правительства РФ (распоряжение правительства РФ от 26 декабря 2011 года N 2364-р) и посвящена актуальным проблемам деятельности музеев и сотрудничества христианских музеев в деле христианского

просвещения.

В чем же отличие христианского музея от других современных музеев? Несмотря на то, что все музеи имеют общие функции (собирательную, исследовательскую, образовательную и пр.), принципиальное отличие христианского музея от светского заключается в преследуемых ими целях. В светском музее экспонаты воспринимаются как предметы культурно-исторической или художественной, эстетической ценности. В христианском же музее на первый план выходит духовное содержание священных предметов. Здесь преследуется цель не просто «охранительства» культурного наследия, а свидетельства в современном мире о живом предании апостольской Церкви,  о Христе Иисусе Господе нашем.

Идея создания христианского музея не нова. Первые коллекции рукописей, книг, церковной утвари, облачений, икон были собраны после Рождества Христова в храмах. В дореволюционной России насчитывалось более 50 церковных музеев, созданных на базе древлехранилищ. В результате ликвидации церковных музеев во время «Годин лихолетий» богатейший пласт духовной культуры был частью уничтожен, а частью передан в светские музеи, где изъятые предметы перестали восприниматься как святыни, и именно благодаря этому (как это ни парадоксально!) были сохранены.

Перед христианским музеем в новых условиях современного мира возникла острая необходимость дать адекватный ответ на вызовы времени, найти новые модели и формы деятельности, направленные на духовное просвещение общества. Это возможно путем разрешения следующих взаимосвязанных проблем:

- отсутствие квалифицированных специалистов в области церковного музееведения;

- недостаток необходимых условий для сохранения коллекций;

- сложности атрибуции памятников церковного искусства.

- нехватка финансирования

 

В настоящее время создаются условия для решения подобных проблем. На средства благотворителей сохраняются и восстанавливаются многие произведения церковного искусства, которые могли быть безвозвратно утрачены. В духовных учебных заведениях открываются отделения по специальности «История и теория церковного искусства», что значительно помогает решить проблему с профессиональными кадрами. Специалисты, опытные профессионалы, работающие в областях христианской культуры, церковного искусства, музееведения, немыслимы без стремления, потребности, принуждения себя к духовному росту. Организация и проведение конгрессов и конференций по проблемам музееведения создает благоприятную научную платформу для сотрудничества исследователей в области церковного искусства.

Однако успешная работа по сохранению культурного и духовного наследия возможна только при взаимном сотрудничестве Церкви и государства, при создании общей финансовой и правовой базы, обеспечивающей решение возникающих вопросов как в пределах нашей страны, так и на международном уровне.

            В рамках деятельности Русской Православной церкви по созданию церковных музеев при епархиях, монастырях, храмах, учебных учреждениях, одобренной Святейшим Патриархом Кириллом, Московская Духовная Академия в лице Церковно-археологического кабинета стремится к сохранению культурного наследия и способствует тому, чтобы оно стало всеобщим достоянием Российской Федерации.  

Всем участникам конференции предлагается рассмотреть вопрос об учреждении общественного объединения христианских музеев имени Преподобного Сергия Радонежского. Важным является будущее взаимодействие христианских музеев в  сфере создания кросс-музейных коммуникаций.

Предлагается  всем участникам конференции рассмотреть вопрос о возможности включении общественного объединения имени Преподобного Сергия Радонежского в негосударственную часть государственного фонда РФ.

Хотелось завершить свое выступление словами историка Российского государства и Русской Церкви, профессора Василия Осиповича Ключевского, который выразил мысль о народном восприятии образа Преподобного Сергия так: "Спросите любого из этих простых людей, с посохом и котомкой пришедших сюда [в Троице-Сергиеву лавру] издалека: когда жил преподобный Сергий и что сделал для Руси XIV века, чем он был для своего времени, и редкий из них даст вам удовлетворительный ответ; но на вопрос: что он есть для них, далеких потомков людей XIV века, (и нашего XXI века автор) и зачем они теперь пришли к нему, каждый ответит твердо и вразумительно"».

Благодарю всех за внимание!

Протодиакон Игорь Михайлов Зав. ЦАК
16.12.2014 г.  

comments powered by HyperComments