рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия

11 августа 2014 г.

Выставки

"Христос благословляет отрока Варфоломея"

В музейном комплексе "Конный двор"* Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника открылась выставка "И свеча не угасла...", посвящённая 700-летию преподобного Сергия Радонежского.

Церковно-археологический музей Московской Духовной Академии представил экспозиционную картину Михаила Васильевича Нестерова (1862 – 1942) "Христос благословляет отрока Варфоломея", написанную 1926 году.

http://acmus.ru/collection/canvas/index.php?page=11&id=301

На выставке впервые представлены в таком большом объеме произведения за пять веков, с XV - начала XXI веков, посвященные Сергию Радонежскому около 400 экспонатов из собраний Сергиево-Посадского музея-заповедника, а так же экспонаты из 11 собраний Вологды, Санкт-Петербурга, Казани, значимые памятники из культуры Подмосковья. 
Выставка продлится до конца года, приглашаются все желающие.

Картина «Христос, благословляющий отрока Варфоломея».

Автор: Нестеров Михаил Васильевич 1862 - 1942.

Год создания: 1926, Материал, техника: Холст, масло. Размер: 62 x 87 см., Инвентарный номер: Рж-26.

Собрание: Церковно-археологический кабинет Московской Духовной академии, Московская область, г.Сергиев Посад.

Краткое описание: На картине представлена сцена встречи – общения Христа и мальчика Варфоломея. Божественное присутствие отчетливо передано широко распахнутыми глазами отрока.

В композиционном решении этой работы фигуры отрока и Христа, резко смещенные к левому краю полотна, символизируют окончание многотрудного пути. Эта сцена изображена в левой половине холста.

 Христос слегка наклонившись левой рукой касается головы отрока, а мальчик делавший не большой шаг навстречу, правую руку держит на груди.

Христос одет в длинный сиреневый хитон и тёмно—коричневый плащ, накинутый со спины на плечи. Нимб обозначен лёгким светло-жёлтым сиянием. Волосы русого цвета длинные, собранны сзади, борода небольшая.

Отрок одет в белую рубашку с красной обшивкой воротниковой зоны, подпоясанную тонким красно-жёлтым пояском, светло-голубые в белый «горошек» широкие штаны. До середины икр ноги обёрнуты в онучи и перевязаны бечевкой от лаптей. 

Сцена встречи происходит ранней осенью, на фоне двух деревянных изб, трава ещё зелёная, с местами жёлтых полузасохших растений. В правой половине картины стоит одинокая тонкая рябинка с осыпавшими, красными листьями и гроздочками ягод.

Правее от рябины шагают трое белых пасущихся гусей с выгнутыми шеями. На дальнем плане, за избами, высятся широкие тёмные ели. Серое небо затянуто белыми облаками.

Полотно «Благословение Христом отрока Варфоломея» близкое по композиции к «Видению отроку Варфоломею» носит иную смысловую окраску, иное звучание. Как и там, здесь запечатлен мотив молитвенного предстояния перед чудом, момент высокого духовного озарения. Но если в «Видении» все пронизано удивительной гармонией и благостностью, а одухотворенная природа словно вторит молитвенному восторгу милого, трогательного Варфоломея, то в «Благословении» ощущается тревожное напряжение, а хрупкая беззащитность отрока выявлена особенно остро. В немногословности лаконично написанного пейзажа есть холодная отстраненность, усиливающая напряженно звенящую ноту. Композиция четко делит пространство картины на две соразмерные друг другу части. В одной — Христос и отрок, в другой — малозначительное на первый взгляд изображение белых гусей, остановившихся возле молодой рябины. Тонкая образная, очень осознанная символика Нестерова прочитывается не сразу, а исподволь. Белый гусь, лебедушка, утица в песнях и сказаниях Древней Руси — всегда олицетворение женского начала, а также символ брака. Таким образом, введенный художником языческий мотив гусей оказывается здесь своеобразный ключом к пониманию картины. Укрупняя и максимально приближая к зрителю Христа с отроком, используя так называемый прием кадрировки, как в кинематографе, Нестеров утверждает значительность изображаемого события, оттененного внешней жанровостью обстановки. Точно следуя иконографии «Благословения» с его традиционным жестом прошения и ритуальным шагом устремленности к иератически-статическому божеству с ответным жестом даяния, Нестеров усиливает акцент, заостряя идею выбора, стоявшего перед отроком: жизнь в миру во всей ее полноте, в семейном счастье или жизнь в Боге? Выбор уже сделан, безграничным доверием себя Божественному Провидению, готовностью к духовному подвигу светятся глаза отрока.

В «Благословении», вглядимся внимательнее в отрока. Образ его лишен исторической конкретности. Это и Варфоломей (хотя в житии Сергия Радонежского мы не найдем этого эпизода с Христом), это и мальчик из «Души народа». Образ трансформировался, став философски-обобщенным, превратившись в символ духовного служения Высшему Идеалу. Служения жертвенного. И потому так трагичен лик Христа, в благословляющем жесте которого столько затаенной отеческой нежности.

В 1923 г. Нестеров писал С. Н. Дурылину: «Продолжая отвечать Вам на поставленные вопросы, я подошел к самому трудному: к пониманию изображения лика Христа, да еще “русского” Христа. Прожив жизнь, немало подумав на эту тему, я все же далек от ясного понимания его. Мне кажется, что русский Христос для современного религиозного живописца, отягощенного психологизмами, утонченностями мышления… составляет задачу неизмеримо труднейшую. Как знать, если бы мы не стали лицом к лицу с событиями 17 года, я, вероятно, попытался бы еще более уяснить себе лик “русского” Христа, сейчас же приходится останавливаться над этими задачами и, по-видимому, навсегда их оставить» [Нестеров, 1988, 293]. Однако оставить поиски образа, долгие годы вдохновлявшего его, Нестеров не мог. Он вернулся к образу Христа в картинах «Христос, благословляющий отрока Варфоломея», «Страстная седмица» и в акварельном этюде «Путник».

Надписи: На лицевой стороне в левом нижнем углу синей краской личный автограф художника с датировкой: «Михаилъ. Нестеровъ // 1926 г.».

Сохранность: Удовлетворительная. Потёртости. Оборот холста закрыт серой бумагой. Холст, масло, багет.

Оборот обтянут дерматином. На оборотной стороне - Белым пигментом в левом нижнем углу новый инвентарный номер: «ЦАК МДА  // Инв. № Рж-26». На прямоугольной бумажной наклейке фиолетовыми чернилами в правом нижнем углу старый инвентарный номер:  «1326», «ВП 13 (07)8».

Научный сотрудник Махонина Надежда Викторовна.

*Выставочный зал площадью 500 квадратных метров в западном крыле Конного двора (памятник архитектуры XVIII – XX веков) был отреставрирован после посещения губернатором Московской области Андреем Воробьёвым 11 сентября прошлого года.

comments powered by HyperComments