Галина Владимировна Аксенова. О малоизвестных страницах творчества художника-передвижника Клавдия Васильевича Лебедева (1852–1916)
Доклад Заведующего Церковно-археологического кабинета МДА протодиакона Игоря Михайлова на конференции «Христианский музей в современном мире» 16.12.2014 года.
Выступление иеромонаха Павла (Щербачева), заместителя ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре на конференции «Христианский музей в современном мире» 16.12.2014 года.
Доклад на конференции Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель храма св.Иоанна Богослова (Леушинского подворья), директор Мемориальной Квартиры-Музея св.Иоанна Кронштадтского
Доклад диакона Алексия Куликова, Церковный музей Московской епархии РПЦ Новодевичий монастырь
к.ф.н., преп. В.Ю. Коровин, к.ф.н., доц. Т.Н. Куркина, Л.Л. Семенова, г. Воронеж
Доклад на конференции «Христианский музей в современном мире». Ирина Львовна Хохлова кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Рыбинского музея-заповедника
Доклад на конференции «Христианский музей в современном мире». Радченко Ольга Ивановна, Епархиальный церковно-исторческий музей г. Самара
Доклад на конференции «Христианский музей в современном мире». Протоиерей Михаил Моздор
В 60-х годах XIX века в Троице-Сергиевой Лавре была открыта одна из первых фотомастерских в Российской империи. Некоторые первые фотографий этой мастерской находятся в экспозиции Церковно-археологического кабинета МДА в зале с названием "Светопись".
Портреты широко известных иерархов Русской церкви - митрополита Арсения (Стадницкого), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) и митрополита Волоколамскому и Юрьевскому Питириму (Нечаеву)
В иконе Богоматери «Донская» из собрания ЦАКа МДА образ Богоматери «Донской» из ГТГ повторяется в уменьшенном размере с изменением некоторых деталей иконографии, черты сохранены.
Практически каждый человек, посещающий Троице-Сергиеву Лавру, обращает внимание на богатую отделку и убранство здания Царских Чертогов – уникальный кирпичный дворец, построенный вдоль северной монастырской стены.
Пелена к иконе Богоматери «Владимирская». Середина XVII века. Москва. Вселенские святители. Епитрахиль. XVI век. Митра. 1871 год. Митрополит Филипп Чудотворец. Пелена. Середина XVII века. Москва. Омофор. 1660-1670-е годы. Сольвычегодск.
Коллекция русской иконописи XVI - начала XX в. является наиболее значительной и богатой в собрании и экспозиции ЦАКа МПДА. Она позволяет проследить основные этапы развития иконописного искусства с XVI по XX в., понять художественные особенности различных местных школ. В ее состав вошло немало уникальных произведений, которые составляют гордость коллекции и могли бы украсить собрание любого уровня. Одной из наиболее сильных сторон коллекции можно считать ее исключительное иконографическое богатство. Особенно полно подобрана иконография Спасителя, Богоматери и свт. Николая Мирликийского. Интересна коллекция икон русских святых, включающая весьма редкие образцы.
В коллекции русской живописи XVIII– начала XXв. есть многочисленные раритеты и произведения выдающихся мастеров, составивших славу российской художественной школы. В нее входят портреты иерархов Русской Православной Церкви, монахов и старцев. Важное место занимают произведения ведущих художников XIX– начала XX в. – В.Л. Боровиковского, В.Д. Поленова, В.Е. Маковского, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, К.Ф. Юона. Это портреты, композиции на евангельские сюжеты, эскизы росписей храмов, пейзажи.
Наш музей по праву может гордиться представленными здесь древними церковными книгами, среди которых 4 рукописи и 34 печатных издания, датируемые XVI-XIX веками. Интерес представляют рукописи XVI века: Псалтирь "с восследованием" и Устав, написанные полууставным письмом и украшенные орнаментом. К XVII веку относится замечательный лицевой Апокалипсис с толкованием святого Андрея, архиепископа Кесарийского, имеющий богатые заставки, инициалы, концовки и пятьдесят миниатюр. Певческий сборник XVII века включает в себя Ирмологий, песнопения обихода и Октоих. Если Ирмологий имеет киноварные пометы, появившиеся после никоновских реформ, то нотация обиходных песнопений и Октоиха еще не имеет этих помет. Печатные издания представлены книгами, вышедшими в Москве, Киеве, Остроге, Вильно, Львове. Наибольшую библиографическую ценность представляют работы русского первопечатника диакона Иоанна Феодорова. Это первая печатная русская книга – "Апостол" 1564 года и "Острожская Библия" 1581 года – первая печатная Библия на Руси. Достоин внимания и "Львовский Апостол" 1574 года, который также был издан Федоровым.
Преображение Господне. 1830-е годы. Санкт-Петербург. Художник-мозаичист Е.Я. Веклер (?). Смальта, техника римской мозаики. 30,5х22,3 см. Преображение Господне. 1830-е годы. Санкт-Петербург.Икона является мозаичной копией-миниатюрой с картины Рафаэля «Преображение» (1519—1520 гг.), хранящейся в Ватиканской пинакотеке в Риме.
Один из залов ЦАКа посвящен декоративно-прикладному искусству, коллекция которого насчитывает около трех тысяч предметов. В ней широко представлены все виды прикладного искусства: мелкая пластика, эмаль, деревянная скульптура, резьба по дереву, кости, шитье, изделия из драгоценных металлов (богослужебные сосуды), украшенные жемчугом, бирюзой и т. п.
Потир. 1678 год. Москва. Серебро; чеканка, резьба, золочение. Высота — 22,2; диаметр чаши и поддона — 13,7 см. Потир. 1678 год. Москва.Потир является высоким образцом золотого и серебряного дела России XVII в.
Распятие Христово. Богоматерь Купятицкая. Крест-энколпион. XII век. Киев. Великомученик Феодор Стратилат. Змеевик. XIV век. Воскресение Христово (Сошествие во ад). Конец XVI века. Новгород. Деисус. Конец XVII — начало XVIII века. Крест наперсный. XVI век. Псков.
Распятие Христово с предстоящими. Первая треть XIX века. Холмогоры. Храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Сцены Страстного цикла. Евангелисты. Икона — 1878 год. Греция.
Небольшая коллекция греческих икон охватывает период с XV по XIX в. Ее значение тем не менее велико, так как греческая и шире, балканская иконопись представлены только в нескольких российских собраниях. Эта небольшая группа произведений из собрания ЦАКа МПДА дает картину разнообразной художественной жизни, существовавшей в самой Греции и сопредельных христианских регионах Восточного Средиземноморья в поствизантийский период.
Видение лествицы праотцу Иакову. XVIII век. Дерево, резьба, левкас, полихромная роспись. 119,5х63,5 см. Крест параманный двухсторонний. 1862 год. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Дерево, фольга, слюда, олово; резьба, монтировка. 13,2х6 см. Крест стационарный: Распятие Христово. Древо Иессеево. Богоматерь и избранные святые. 1788 год. Киев. Дерево, белый металл; резьба, серебрение, золочение, чеканка. 53х25х2,1 см. Преподобный Серафим Саровский в молении на камне. Начало XX века. Серафимо-Понетаевский монастырь(?). Дерево; резьба, роспись. 146х78х38 см.
Коллекция произведений оригинальной и печатной графики из собрания ЦАКа отличается серьезным составом и значительна по объему. Особенно интересны ранее неизвестные графические произведения В.К. Шебуева (эскизы к росписям церкви Вмч. Екатерины Санкт-Петербургской Академии художеств), Ф.А. Бруни (эскиз антиминса), портрет великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой работы М.В. Нестерова.
Именно нумизматика была основой первого, еще дореволюционного, собрания музея. Хронологические рамки и география нумизматической коллекции ЦАКа достаточно широки.Это монеты императорского Рима, Византии, Древней Руси и России Нового времени.
Для сопоставления с традиционным искусством Православной Церкви в Церковно-археологическом кабинете существует отдел западного религиозного искусства. Представлены католические облачения и др.