рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия

11 октября 2014 г.

Икона Божией Матери "Донская"

Москва, 70-80 гг. XVI в.

32х26,7 формат вертикальный

Двойной ковчег

Техника-темпера

Дерево, левкас

В иконе Богоматери «Донская» из собрания ЦАКа МДА образ Богоматери «Донской» из ГТГ повторяется в уменьшенном размере с изменением некоторых деталей иконографии, черты сохранены.

По преданию  чтимый образ принесён князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380г. В 60-е годы XVI в. Её перенесли в Благовещенский собор Московского Кремля. В 1591г. она участвовала в ливонском походе царя Ивана Грозного. С ней связывают победу русских над ордами крымского хана  Казы- Гирея, в честь чего было установлено празднование иконе. День празднования-19 августа.

Богоматерь сильно склонилась  влево к Младенцу, прильнула к Его щеке, иконографический тип –умиление. Образ динамичен, голова наклонена вместе с шеей. Младенец прижимается левой щекой Богородицы, касается Её носа. Руки Богородицы низко опущены, расположены на одном уровне. Младенец сидит на правой руке Богоматери,  опираются на Её левую руку. Правой рукой Младенец держится за мафорий Богоматери,  левой  - держит сверху вертикальный свиток .

Богоматерь облачена в коричнево-красный Мафорий Складки разработаны красновато-охристым цветом в основном в 2 приёма и тёмно-коричневыми описями Сила описи на мафории очень разная, от очень контрастных на складках, свисающих от плеча к ногам Спасителя до слабых на голове, по бокам и внизу. Мафорий украшен золотой каймой с кистями по нижнему краю. Чепец и платье Богоматери зелёного цвета с  белильной разделкой складок .На левом рукаве платья  двойная охристая кайма с золотой ассистной разделкой. Контур фигуры Богоматери обведён золотом. На мафории  2 звезды Приснодевства.

Младенец облачён в охристый хитон и гиматий, разделка складок хитона выполнена золотым ассистом по форме складок. На ногах Младенца сандалии с завязкам, выполненные золотом.

Вся цветовая гамма построена на тёмных контрастных противоположных цветах зеленовато-оливковых  и вишнёво-розовых, благодаря чему цвет приобретает особо интенсивное звучание Подобного рода звучание цветов мы находим в произведениях 70-80-х  годов XVI в.

Всё личное написано по зеленовато-коричневому санкирю, розовато-охристыми вохрениями, выполнено со сложной последовательностью моделировкой объёма. Верхняя губа Богоматери и Спасителя киноварная. Младенец  прижимается к Богоматери левой щекой, касается Её носа. Глаза Богоматери и Спасителя в углах сужены, раскосые. Узость уголков глаз  у Богоматери подчёркивается горизонтальными движками  на высокой скуле. Динамика движков подчёркивает динамику образа. Тёмные описи созвучны тёмным  зрачкам. Острый угол оси носа Богоматери очень выдвинут вперёд. Форма носа подчёркивается динамичными белильными движками. Брови дугообразные, нарисованы двумя линиями доходят до переносицы. Младенец прильнул щекой к лику Богоматери, касается носа. Глаза Младенца, как и у Богоматери, раскосые, сужены к внутреннему уголку. Форма скулы также подчёркнута активными движками. Нос короткий, форма выявлена яркими движками. Волосы  коричневые с упругими завитками. Уши традиционной формы.

Нимбы Богоматери и Спасителя описаны двойной гафьёй, внешняя линия описана киноварной краской. На нимбе Спасителя  надписи «W» «O» красновато-коричневого цвета. Надписи на иконе «МР» «ФУ» и «IC» «XC» тоже выполнены красновато-коричневым цветом, с запятыми, обведены ассистом.

Шифон оливковый, кое-где прозрачный.

Икона реставрирована, имеются мелкие тонировки, потёртости, немного утрачен ассист. Характер утрат левкаса говорит о том, что икона была под окладом.

Светлана Васильевых

comments powered by HyperComments