рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия

01 января 2014 г.

Книги

Евангелие напрестольное в окладе с эмалевыми дробницами. Конец XVII — первая половина XVIII века. Москва.

Серебро, латунь, эмаль на медной основе, стразы, бархат, бумага; золочение, серебрение, чеканка, роспись. 37,4х22,2 см.
Евангелие напрестольное в окладе с эмалевыми дробницами. Конец XVII — первая половина XVIII века. Москва. Дар епископа Костромского Никодима (Ротова?) в марте 1964 г.
Евангелие московской печати 1694 г. с накладными позолоченными пластинами этого же времени и эмалевыми дробницами первой половины XVIII в.
Образы Спасителя и евангелистов, традиционно помещаемые на окладах Евангелий, дополнены сценами Страстного цикла, необычайно популярными в конце XVII—XVIII в. в убранстве богослужебных предметов. Их иконографическим источником стали переработанные русскими граверами изображения Библии Пискатора и других подобных изданий, привезенных из Западной Европы. Черный цвет миниатюр усиливает напряженное звучание разнообразных оттенков синего и пурпура, желтого и зеленого. Подобный колорит и особенности композиции характерны для финифтяных пластин, созданных московскими мастерами первой половины XVIII столетия. Живопись, выполненная в барочной манере, с яркими высветлениями на одеждах и ликах, контрастно положенной светотенью, своеобразным сочетанием теплых желто-оранжевых и холодных синего и малинового цветов, аналогична росписи дробницы «Спас в силах» из ГРМ. По иконографии эмалевые вставки также очень близки: миниатюра из ГРМ, датируемая первой половиной XVIII в., отличается лишь тем, что Господь представлен на ней в полный рост, а также некоторыми незначительными деталями.
Центральную дробницу, так же как и медальоны со сценами Страстного цикла, украшают стразы, имитирующие бриллианты, что придает окладу вид драгоценного убранства.
На нижней крышке Евангелия в барочном картуше конца XVII в. изображена композиция из орудий Страстей Христовых. Значение предметов объясняется на основании текста Евангелия, а также апокрифических преданий. Лестница, молоток и четыре гвоздя — орудия пригвождения; клещи — орудия снятия тела Иисуса Христа с креста; колонна, вервие, бичи, плеть и розги — орудия поругания; монеты, высыпающиеся из мешочка, — символ предательства Иуды; рука или перчатка — символ заушения; фонарь со свечой внутри — орудие предательства в Гефсиманском саду; меч и ухо — указание на отсечение Петром уха раба первосвященника; бердыши — вооружение воинов, взявших Христа под стражу; игральные кости — жребий при разделении риз Христовых; петух — символ отречения апостола Петра, он же играет роль в апокрифических рассказах о Тайной Вечере и об Иуде.
Самое раннее из известных нам изображений Страстей Господних в произведениях русского искусства помещено на окладе Евангелия 1678 г., вложенного царем Федором Алексеевичем в церкви Московского Кремля.
Евангелие из ЦАКа принадлежит к одному из наиболее ранних русских памятников с изображением орудий Страстей Христовых.
Несмотря на сборный характер убранства, оклад Евангелия выглядит нарядно и достаточно органично. Фигурные металлические накладки конца XVII столетия, созданные одновременно с печатным текстом, и редко встречающиеся эмалевые вставки московских мастеров первой половины XVIII в., отличающиеся к тому же прекрасной сохранностью, выделяют этот памятник из ряда ему подобных.
На серебряных позолоченных накладках помещены клейма: «ЛЕВ» («Левок» - означает низкопробное серебро) и «СД» — годовое клеймо 1695-1696 гг.
Е. Давыдова, С. Гнутова.

comments powered by HyperComments