рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия

16 декабря 2014 г.

ОПЫТ СОВМЕСТНОЙ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ И ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЫБИНСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА И РЫБИНСКОЙ ЕПАРХИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Ирина Львовна Хохлова

кандидат искусствоведения,

старший научный сотрудник Рыбинского музея-заповедника

В настоящее время сфера взаимодействия таких институтов, как церковь и музей, находится на пике общественного интереса, зачастую подогреваемого негативными проявлениями эмоций как с той, так и с другой стороны. Возникает немало спорных ситуаций, болезненных вопросов и немудрых решений.

Цель настоящего сообщения поделиться положительным опытом плодотворного совместного духовно-научного творчества Рыбинского музея-заповедника и Рыбинской епархии в области книгоиздания и выставочной деятельности. Также попытаемся наметить варианты развития перспективных совместных проектов и возможностей осуществления их в будущем.

Как и повсеместно, единое наследие православного искусства на рыбинской земле было частью уничтожено, частью рассеяно по зарубежным собраниям; а уцелевшее и оставшееся в родном регионе общее художественное достояние оказалось разделено по владельческой принадлежности - по музеям, храмам и частным собственникам.

Те издательские и выставочные проекты, о которых пойдет речь в данном сообщении, имели своим побудительным мотивом потребность к воссозданию целостного и единого облика православного искусства рыбинского края - в выставочном пространстве и на страницах книг.

Замысел  первого по времени совместного музейно-церковного издательского проекта возник в 2008 году. С инициативой издания большеформатного каталога «Иконы Рыбинска» выступило градообразующее предприятие Рыбинска НПО «Сатурн» в лице его тогдашнего генерального директора Юрия Васильевича Ласточкина. Личное заинтересованное участие Ю.В. Ласточкина в издании трудно переоценить. Идея проекта заключалась в том, чтобы соединить вместе под одной обложкой наиболее выдающиеся в духовном и художественном отношении иконы из собрания рыбинского музея и иконы из церквей Рыбинска и окрестностей. Такое объединение музейных и церковных икон в рамках одного издания стало новаторским. Для публикации было отобрано всего 200 икон XVI - начала XX веков: 130 икон из музейного собрания и 70 икон из храмов. На подготовку издания понадобился год слаженной работы автора - научного сотрудника Рыбинского музея И.Л. Хохловой, реставратора Рыбинского музея Е.А. Расторгуевой, научного редактора книги - доктора искусствоведения, лауреата Государственной премии РФ, крупнейшего специалиста в области поздней иконописи И.Л. Бусевой-Давыдовой, художника-дизайнера В. Н. Репина, фотографа С.И. Метелицы и многих других.

Огромную помощь в работе над книгой оказало рыбинское духовенство: протоиерей Павел Кравченко, протоиерей Михаил Халюто, протоиерей Василий Денисов, протоиерей Григорий Гогишвили, протоиерей Димитрий Садовский. Священники не просто обеспечили доступ к иконам, предоставив для специальной фотосъемки иконы основного храмового пространства и алтаря, но и помогли исследователям составить представление об особенностях и этапах формирования церковных собраний, их временных рамках и источниках поступлений. Немало интересных фактов, включенных в книгу, об истории бытования церковных икон, о вкладчиках и их судьбах, подвиге спасения прихожанами многих святынь автору было сообщено протоиереем Григорием Гогишвили, настоятелем храма во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Рыбинске.

Каталожные статьи книги «Иконы Рыбинска» содержат не только искусствоведческие комментарии, но и важные для полноценного понимания сути иконы сведения: богословское прочтение сюжета, его символики, отражение в образе житийных текстов - то есть всё то, чего была лишена светская наука об иконе в советское время. Решая эту сложнейшую задачу, автор консультировался по всем вопросам богословия образа с протоиереем Михаилом Халюто, кандидатом богословия, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покров Рыбинского района. Деликатные, но строго выверенные правки текста протоиерея Михаила чрезвычайно помогли автору. 

Всё это позволило непредвзято оценить весьма разные, иногда полярные явления поздней иконописи. Актуальность этого исследования заключается еще и в том, что оно всесторонне иллюстрирует полистилизм провинциальной иконы Нового времени. Это само по себе уже служит доказательством ошибочности весьма расхожего до сих пор в среде неофитов суждения о «неканоничности» и «безблагодатности» нетрадиционного стиля письма в поздней иконописи в России. Рыбинская иконопись убеждает в том, что канонически догматы оставались незыблемыми, менялись лишь способы их воплощения в священных образах, каждая эпоха рождала свой художественный язык Богообщения.

В 2009 году книга была издана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при финансовой поддержке НПО «Сатурн» тиражом 3000 экземпляров объемом 480 страниц в издательстве ОАО «Рыбинский Дом печати». Большинство икон в ней, в особенности церковных, было опубликовано впервые.

Книга - первое столь масштабное и полное издание по иконописи Рыбинска в финском полиграфическом качестве, в очень близкой к оригиналам цветопередаче и с обилием фрагментов икон в макросъемке. Как пишет во вступлении к книге И.Л. Бусева-Давыдова: «Иконы Нового времени, которыми неожиданно оказался богат Рыбинск, к счастью, не списали из музея, не сожгли и не продали за рубеж, как, увы, случалось в крупнейших музеях страны. Хотя в советские годы и здесь погибло очень многое, рыбинцы сумели сохранить в домах, в храмах, в музейных фондах такие произведения церковного искусства, которыми по праву теперь могут гордиться».

Презентация книги «Иконы Рыбинска», состоявшаяся в Рыбинском музее-заповеднике летом 2009 года, стала большим событием в культурной жизни Рыбинска, широко освещалась в СМИ. В презентации участвовало, в том числе, и все духовенство Рыбинска. Выступая на презентации, директор Рыбинского музея-заповедника Сергей Черкалин отметил, что данное издание являет собой прекрасный пример плодотворного сотрудничества церкви и музея во имя общих целей – духовности и культуры.

В 2012 году увидело свет новое крупномасштабное музейно-церковное издание –альбом-монография на тему «Иконы «романовских писем»: Тайны и открытия забытой традиции Ярославской земли». Автор-составитель его И.Л. Хохлова, научный редактор И.Л. Бусева-Давыдова, научный консультант протоиерей Михаил Халюто. Издание было осуществлено при финансовой поддержке Департамента культуры Ярославской области в московском издательстве «Гранд-Холдинг» в серии «Свод русской иконописи».

Эта книга – первая в России полная публикация, посвященная самобытнейшему направлению старообрядческой иконописи конца XVIII – начала XX века – «романовским письмам», родиной которых явился Романов-Борисоглебск (Тутаев). Тема представляет значительный научный интерес, далеко выходящий за рамки сугубо регионального, так как речь идет о научном признании самостоятельного иконописного центра. В издании впервые собраны воедино 106 икон «романовских писем» из музейных и церковных собраний Рыбинска, Ярославля, Тутаева, Череповца, Москвы, Санкт-Петербурга, Урала, из частных отечественных коллекций и галерей Германии, Дании, Нидерландов, Люксембурга, Литвы, происходящих с крупных мировых художественных аукционов Мак-Дугалл и Брююн-Расмуссен, что придаёт изданию статус международного.

В издании 265 страниц, обширный блок цветных иллюстраций, он снабжен иконографическим указателем и именным указателем иконописцев Романова-Борисоглебска, вводящим в научный оборот 33 фамилии мастеров. Особую научную ценность представляет каталог публикуемых икон, 15 авторов которого являются ведущими специалистами в области поздней иконы из Государственного Исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, НИИ РАХ, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Государственного Русского музея,  ярославских музеев.

Книга издана по благословению епископа Рыбинского и Угличского Вениамина, около 30 лет прослужившего в древнем тутаевском Воскресенском соборе. Им же написано «Обращение к читателю», предваряющее книгу.

И вновь хочется отметить, что без совместных усилий музейных сотрудников и духовенства книга бы не состоялась. Круг участников здесь значительно расширился, к уже упоминаемым рыбинским священникам присоединилось духовенство Тутаева: протоиерей Георгий Юдин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, игумен Антоний (Таньков), настоятель Крестовоздвиженского собора, хранитель Воскресенского собора С.Б. Семенова и другие. Доброжелательное и внимательное отношение к коллективному труду над изданием, любовь к родному городу и понимание важности изучения его прошлого питали и вдохновляли авторов книги в общении с духовенством, прихожанами, хранителями, краеведами Тутаева и Рыбинска.

Презентация книги состоялась в феврале 2012 года сначала в Москве, затем в Рыбинске. В Белом зале заседаний Президиума Российской Академии художеств на Пречистенке в Москве собрался цвет научного сообщества: академики Академии художеств, доктора наук, профессора, известные ученые. Участвовал в презентации книги и видный современный пастырь, известный в Москве настоятель храма Святителя Николая в Толмачах и заведующий отделом Государственной Третьяковской галереи «Храм-музей Святителя Николая в Толмачах» протоиерей Николай Соколов - декан миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, кандидат богословия, профессор, духовник Олимпийской сборной команды РФ. Благодаря доброму участию о. Николая, его любви к просвещению и стремлению помочь в благом начинании стала возможна публикация в книге уникальной иконы из алтаря храма Святителя Николая в Толмачах – редчайшего образа святителя Афиногена со сценами жития кисти лучшего романовского мастера Максима Архиповского 1824 года. Обретение этого подлинного шедевра иконописи стало еще более зримым, когда по доброй воле протоиерея Николая икона была показана на выставках в Рыбинске и в Москве. Она бесценна и как святыня, и как эталон при изучении «романовских писем». Весь XX век икона сберегалась сокровенно, о месте ее пребывания ведали единицы, в научном мире она считалась утраченной. Оказалось, что икона, выносимая из алтаря один раз в году, была передана в храм в Толмачах около 2004 года Ольгой Александровной Кавелиной (1916–2006), в монашестве Серафимой – племянницей Н.П. Лихачева, первооткрывателя «романовских писем».

В Рыбинске на презентации книги о «романовских письмах» среди почетных гостей присутствовал действительный член Российской Академии художеств, член президиума РАХ художник Н.А. Мухин, основатель школы «Ярославская икона», участник росписи храма Христа Спасителя. В своем приветственном слове он отметил, что издание книги имеет общероссийское значение, подчеркнул особую важность партнерских проектов церкви и музея в деле изучения и пропаганды художественного наследия ярославской провинции.

Книги «Иконы Рыбинска» и «Иконы «романовских писем»» были высоко оценены как в светских научных, так и в церковных кругах. Они явились надежной базой для дальнейшего изучения и каталогизации иконописи рыбинской земли. Книги распространялись и в храмах Рыбинска и Тутаева, и в светских учреждениях. Они широко востребованы в сфере образования: в духовных и светских учебных заведениях. Ими пользуются преподаватели теологических факультетов, духовных семинарий и училищ, воскресных школ, богословских курсов; сведения из этих книг включены в региональные программы по мировой художественной культуре, по истории церковного искусства, краеведению, основам православной культуры. В качестве собрания образцов для копирования эти книги незаменимы для современных иконописцев и стенописцев.

Публикации икон «романовских писем» предшествовала выставка, прошедшая в 2010 году в Рыбинском музее-заповеднике к его 100-летнему юбилею. По словам ученого секретаря Музея имени Андрея Рублева, одного из ведущих современных знатоков поздней иконописи Н.И. Комашко, «мы присутствуем при эпохальном событии, которого давно ждали, поскольку выставка в Рыбинске – первая не просто в России, но и мире (!) монографическая выставка икон «романовских писем»». В Рыбинске удалось тогда собрать вместе около 50 икон конца XVIII-XIX веков из музейных и частных собраний Москвы, Ярославля, Рыбинска, Тутаева. Огромную помощь в организации выставки оказал Рыбинскому музею Фонд святого всехвального апостола Андрея Первозванного в лице директора Департамента культурного наследия А.Д. Липницкого. Представители Фонда безвозмездно осуществили транспортировку всех московских икон «романовских писем» из Москвы в Рыбинск и обратно, содействовали налаживанию контактов с коллекционерами и московским духовенством. На открытии выставки выступали епископ Рыбинский и Угличский Вениамин, московские и ярославские музейщики и специально приехавший на открытие из Екатеринбурга Е.В. Ройзман – нынешний мэр Екатеринбурга, основатель музея «Невьянская икона».

Вторая выставка икон «романовских писем» открылась в Москве, в выставочных залах Академии художеств на Пречистенке в 2013 году. Устроителями её  стали Российская Академия художеств и Рыбинский музей-заповедник. На ней было представлено около 70 икон и 20 иконных образцов. Выставка стала сенсацией для московского зрителя, отдавшего должное исключительной красоты феномену «романовской иконы». Эта работа была высоко оценена и Академией художеств  – директору Рыбинского музея С.Д. Черкалину было присвоено звание Почетного Члена Академии художеств. Награду ему вручил Президент Российской Академии художеств Зураб Константинович Церетели. Выставка явилась зеркалом диалога столичной и провинциальной художественной культуры, как и все иконное наследие Рыбинской земли. Выставка имела широкий общественный и научный резонанс, вызвала многочисленные отзывы в столичных и городских СМИ, в интернете. Ее посетило около 7 тысяч зрителей, среди которых, судя по книге отзывов, было немало духовенства и прихожан различных храмов Москвы и других городов. Столичный показ романовских икон помог расширить представление об ареале распространения «романовских писем» и связях верхневолжских мастеров даже с сибирскими старообрядческими общинами. Свидетельство о этом привел на открытии выставки академик Российской Академии художеств, живописец Виктор Калинин: его дед, сибирский старообрядческий священник, вел переписку с романовскими мастерами, заказывая у них иконы.

Новым этапом сотрудничества Рыбинского музея и Рыбинской епархии явилась первая совместная выставка, посвященная 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского под названием «Образы райской красоты», открывшаяся в Рыбинском музее летом 2014 года. На выставке было представлено 76 произведений иконописи, шитья, книжности, литья, резьбы, эмальерного искусства XVI-XXI веков, 22 из которых происходили из собрания Рыбинской епархии,  4 – из личной коллекции епископа Рыбинского и Угличского Вениамина. Куратором выставки И.Л. Хохловой на открытии была проведена совместная с протоиереем Михаилом Халюто блиц-экскурсия по выставке. В день закрытия выставки протоиерей Михаил Халюто провел на выставке беседу со школьниками на тему «Красота и святость образов православного искусства».

Отметим, что все мероприятия – и презентации книг, и выставки в музее - сопровождались выступлениями хора рыбинского кафедрального Спасо-Преображенского собора (рук.  Любовь Кравченко). Тщательно подобранный репертуар, проникновенность и высокий профессионализм выступлений настраивали высокие, духовные струны души. И это еще одна грань неформального сотрудничества, сотворчества церкви и музея.

На выставке было представлено немало раритетов. Так, из епархиального собрания происходит огромное роскошное Евангелие 1689 года Московского печатного двора в драгоценном посеребренном и позолоченном окладе. Весит оно более 20 килограммов и в высоту имеет более 70 сантиметров. Это издание чрезвычайно дорогое и редкое, издано тиражом 150 экземпляров, его нет даже в крупных библиотеках, но в ростово-ярославском регионе шесть таких евангелий. Из соображений сохранности Евангелие экспонировалось в закрытом виде, поэтому на выставке проводилась однодневная акция под названием «Открывая старинное Евангелие». Протоиерей Михаил Халюто торжественно открывал Большое Евангелие, и у собравшихся была единственная возможность полюбоваться изысканной красотой его оформления.

Выставка получила массу благодарных отзывов. Вот некоторые выдержки из них:

- «…Колоссальная выставка! Благодатная, как на Литургии побывали! Сохранили в такие годины!...жители г. Королева Московской области».

- «…благодарность сотрудникам музея, сделавшим с такой любовью и глубиной пояснения к сюжетам икон. Нигде такого не видел. Невозможно оторваться. Еще один шаг к познанию христианства! Михаил. Москва».

- «Замечательная выставка, прекрасное начало совместного показа музейных и епархиальных ценностей. А. Сухарев. г. Рыбинск».

- «Выставка «Образы райской красоты» несет в наши сердца мир, свет и радость. Хочется пожелать, чтобы она стала постоянной! Жители Рыбинска Г. и С. Михайловы».

 

Завершая обзор осуществленных проектов, невольно простираешься планами в будущее, которое у церковно-музейного содружества, безусловно, есть и которое обещает быть блестящим, если не предаваться «ненавистной розни мира сего». Прежде всего, как видно из опыта совместной издательской и выставочной деятельности музея и церкви, в Рыбинске давно назрела необходимость создания отдельного МУЗЕЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА РЫБИНСКОЙ ЗЕМЛИ.

Основной целью такого музея должно стать собирание воедино рассеянной православной сокровищницы рыбинской земли, всего того, что уцелело за годы безбожия в «осколочном» состоянии. Апеллируя к нравственности и патриотизму посетителей, музей будет призван внести свою лепту в восстановление истории православной духовности нашего края, помочь в изучении богатейшего культурного наследия наших предков, отчасти восполнить всеобщий недостаток знаний о местной духовной культуре и искусстве.

Задачами нового музея могут быть следующие: познакомить жителей Рыбинска – взрослых и детей, паломников и туристов с уникальными памятниками православной культуры и искусства; популяризовать представленные коллекции через разъяснение публике сюжетных начал, символики, особенностей техники и технологии, стилевых черт произведений, рассказать о труде реставраторов; подчеркнуть связь экспонатов с историей и спецификой духовной жизни рыбинской земли – с монастырским бытом, с проявлениями дворянского, купеческого благочестия и благотворительности, с самобытной традицией местных старообрядческих «романовских писем». Необходимо воссоздать в экспозиции историю храмового строительства и приходской жизни. В результате перед посетителем должна оживать атмосфера духовности рыбинского края, картина православного уклада жизни рыбинцев – будней и праздников родовитых и безвестных, состоятельных и небогатых, мирян и духовных лиц. Особенности почитания и украшения святынь, традиции крестных ходов, облик домашних божниц и церковного убранства, карта излюбленных мест паломничеств - все это должно найти отражение в экспозициях будущего музея.

Варианты взаимного участия Рыбинской епархии и Рыбинского музея-заповедника в строительстве нового музея могут быть различными:

1)                     В состав экспозиции включаются только памятники из епархиального собрания, но музейные специалисты будут участвовать в построении экспозиций, изучении и популяризации коллекций, экскурсионной работе.

2)                     Создание совместных выставок и экспозиций. Среди экспонатов могут быть как памятники из собраний Рыбинской епархии, так и Рыбинского музея, экспонируемые вместе по долгосрочному соглашению.

3)                     Возможны и необходимы, как показывает практика, варианты обмена выставками между Рыбинским музеем и Рыбинской епархией.

Все эти вопросы нужно и можно решать на административном уровне по обоюдному  согласию сторон и на взаимовыгодных условиях.

Концептуально и принципиально то, что структура экспозиций должна носить синтетический комплексный характер, совмещая в себе показ художественных памятников и памятников истории и быта, не выделяя ни те, ни другие как приоритетные. Ни одна из категорий памятников не должна играть по отношению к другой служебную вспомогательную и иллюстративную роль. Они должны составить некий органичный сплав. Ведь в реальности памятники истории и культуры всегда жили в единстве и взаимопроникновении, никакой искусственной изоляции не было. В то же время здесь важно найти своего рода «краеугольные камни», смысловые доминанты, на которых держалось здание православной культуры рыбинской земли, создав в экспозиции его образную модель. нужно дать самые яркие штрихи к «портрету» рыбинского православия в афористичном, сжатом до «формулы» виде. В каждом произведении должна быть сконцентрирована целая тенденция, группа, круг и пласт традиции.

При построении экспозиций необходимо будет раскрыть весь спектр значений памятников: духовно-нравственное, богословское, эстетическое, историко-краеведческое, культурологическое, мемориальное и другие.

В будущем музее, как представляется, довольно полно и интересно могут быть развиты следующие разделы экспозиции:

1) «Православные древности Рыбинской земли» - его составят наиболее древние по времени создания (периода допетровской Руси) уникальные произведения иконописи, книжности, шитья, резьбы, литья и прочие. В частности, среди памятников книжности в епархиальном собрании имеются такие уникальные первопечатные издания как Евангелие 1575 года Петра Тимофеева Мстиславца - первопечатника, сподвижника Ивана Федорова, а также творение святителя Иоанна Златоуста «Маргарит» Острожской типографии 1595 года. Самые ранние по времени создания произведения литья из музея датируются XIV веком. Из икон самой ранней из сохранившихся на Рыбинской земле является икона архистратига Михаила середины XVI века в собрании Рыбинского музея. В музейном же собрании находится ценнейший памятник уровня кремлевских царских мастерских икона «Видение лествицы с клеймами жития преподобного Иоанна Лествичника» конца XVI века. Икон с житийным циклом сочинителя «Лествицы» сохранилось лишь две  в мире – в собраниях Русского и Рыбинского музеев.

2) «Православное искусство Нового времени» - в раздел войдут произведения всех видов и жанров церковного искусства. Он может стать самым многочисленным и разнообразным по составу экспонатов, так как памятников Синодальной эпохи сохранилось до наших дней значительно больше, чем эпохи Средневековья. Кроме того, XVIII-XIX столетия – период экономического и культурного расцвета Рыбинска, его «золотой век». В рыбинских памятниках Нового времени запечатлелась и тяга к новизне, и приверженность исконному, почвенному. Здесь убежденное следование логике развития европейских стилей барокко, классицизма, модерна соседствует с архаикой и традиционализмом мышления; одновременно можно встретиться и с высотами ученого профессионализма, и с искусством «простецов» из народа.

Предполагаемые подразделы:

А) Местные святые и святыни.

Б) Иконы «романовских писем».

В) Памятники православного искусства с надписями, подписями и датами. Следует привлечь внимание к научному значению надписей на произведениях – богатому фактологическому источнику по истории нашей земли.

3) «Рыбинский собор. Настоятели собора. Соборный дом и его обитатели». В этом разделе можно будет в документах, фотографиях, рисунках, письмах, иконах, вещах, некогда принадлежавших соборному духовенству и соборянам, составить красочную летопись истории строительства, дореволюционного расцвета Собора, рассказать о блистательной плеяде соборного духовенства (семье Золотаревых, о. Родионе Путятине и др.), причте, благотворителях. Нельзя будет миновать и страницы истории собора в ХХ веке – его закрытие, разрушение, воссоздание и благоукрашение в конце XX- начале XXI вв.

4) «История православных приходов Рыбинска и Рыбинского района». Здесь будут представлены все наиболее значимые данные церковного краеведения, история приходов, настоятели храмов и их вклад в историю Рыбинской епархии, возрождение церковных зданий и приходской жизни, ее события и особенности в лицах и фактах.

5) «Монастыри Рыбинской земли». В этом разделе должна быть освещена история и судьба монашеских обителей – прежде всего, Югской Дорофеевой пустыни, Афанасьевского Мологского монастыря, Адриано-Пошехонской пустыни, Леушинского монастыря, переживающего второе рождение Софийского монастыря в Рыбинске и других. Имеются дореволюционные фотографии с видами обителей, открытки, гравюры, иконы, происходящие из Югской пустыни, сведения из архивов об истории строительства, о стенописях и стенописцах, о настоятелях и монахах, о разрушении и затоплении. Адрианов и Софийский монастыри будут представлены в хронике возрождения, в том числе с проектами реконструкции.

6) «Новомученики и исповедники земли Рыбинской». В настоящее время трудами епископа Рыбинского и Угличского Вениамина и других исследователей накоплен большой архивный, документальный и вещественный материал по этой теме, который частично опубликован и обязательно должен войти золотой страницей в летопись духовной жизни нашего края.

7) «Современное православное искусство рыбинской земли». В настоящее время создано немало: произведения нескольких иконописных мастерских («Лик», «Покров») и отдельных иконописцев,  вышивальщиц, резчиков по дереву, кузнецов, ювелиров. Новейшие памятники новых иконографий с изображениями местночтимых святых, новомучеников и устоявшиеся с течением веков сюжеты должны зримо воплощать преемственность традиций и служить неким мостиком в будущее развития церковного искусства на рыбинской земле.

 

Образно-художественное решение будущих экспозиций нового музея видится насквозь пронизанным символикой Царства Небесного с его Божественной гармонией и глубочайшей наполненностью «чаши» смысла. Она же заключена и в любом сюжете любого произведения православного искусства, где достижение Вечного Царства Спасителя – конечная цель христианского пути. Жажда наступления этого Царства издавна питала воображение православных мастеров, побуждая находиться в неустанном поиске утраченного Рая. Как писал священник Александр Ельчанинов (1881-1934) в своих дневниках: «Обращать свои взоры в образы райской красоты — лучшее средство избавиться от плена ада, не отзываться на его зовы». Нам представляется, что идея спасительности красоты содержания и формы, глубокое эстетическое переживание от увиденного должны стать самодовлеющими и определяющими факторами воздействия в стенах будущего музея. Здесь возможно провести аналогию между всем наследием Православной культуры рыбинского края и своего рода прекрасным виноградником, неким отблеском  райского цветника и сада спасения, завещанным нам предками. В Евангелии Христос называет Бога Отца виноградарем, Себя — виноградной лозой, а учеников — ветвями на ней (Ин. 15: 1–5). Святые отцы традиционно толковали виноградную ветвь как образ всей Новозаветной Церкви, искупленной кровью Христовой. Никогда не забудется, как по-особому торжественно и проникновенно произносимы были во время Богослужения Патриархом Алексием II слова молитвы Псалмопевца в обращении к пастве: «Господи, призри с небеси и виждь и посети виноград сей и утверди и, его же насади десница Твоя» (Пс. 79, ст. 15). Церковь, созданная Господом, весь народ церковный, поколения монахов и мирян, и есть с любовью насажденный виноградник Христов. Орнаменты на иконах, окладах, в шитье и даже на пуговицах облачений, в книжном узорочье, иконостасной и киотной резьбе – узнаваемый символ евангельской Истины. Символика виноградной лозы, заключенная в изобразительной программе самих экспонатов музея, должна быть поддержана и в дизайнерском решении залов, в оборудовании, элементах оформления, даже, может быть, в самом расположении тематических групп и комплексов, уподобляясь ветвям и лозе, обогащая впечатление от экспозиций.

Каждый день, уходя, становится историей. История не прощает небрежения и нерадения о ней. Постараемся отнестись к своему прошлому бережно и с евангельской любовью. И, конечно, взращивание и сохранение в целостности живительного древа православной культуры невозможно без соборного труда единомышленников, каковыми  уже во многом проявили себя Рыбинский музей-заповедник и Рыбинская епархия. Надеемся, что и впредь созидание будет одерживать победу над разрушением.

comments powered by HyperComments