рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия

01 января 2014 г.

Резьба по кости

 

Распятие Христово с предстоящими. Первая треть XIX века. Холмогоры.

Кость слоновая, бархат, дерево, бумага, стекло; резьба, монтировка. 42х33,8х5,7 см.
Утрачены костяные накладки с надписями и отдельные детали, обрамляющие композицию, сколы на пальцах рук предстоящих.
Икона является редким памятником резьбы холмогорских мастеров.
В центре иконы восьмиконечный Крест с изображением распятого Христа. По бокам от Креста — фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, у подножия Креста — коленопреклоненная фигура Марии Магдалины на фоне града Иерусалима. Над Крестом и с двух сторон от него — орудия Страстей Христовых.
Фигуры и все остальные детали композиции средника накладные, выполнены в довольно высоком рельефе. В композиции соединены несколько видов резьбы: горельефная резьба в среднике и сквозная резьба «на проем» в рамке с растительным орнаментом из вьющегося побега.
В иконе заметно сочетание двух стилей — барокко и классицизма. Влияние стиля барокко ощущается в композиции иконы и трактовке отдельных мотивов: сложные ракурсы фигур предстоящих и ангелов, в экспрессивном движении. Рамка имеет типичные черты стиля классицизм: внешняя ее сторона профилирована; по внутренней расположены стилизованные пальметты; центральная часть заполнена ажурным «вьюном».
Тончайшая сквозная резьба «на проем» со второй половины XVIII в. становится господствующей в косторезном производстве.
Для выявления декоративных качеств костяной резьбы архангельскими мастерами использовался обычно в качестве фона бархат.
Резчик по кости, исполнивший икону «Распятие Христово», обладал высоким профессиональным мастерством, индивидуальным творческим почерком и большой художественной культурой, свидетельствующей о связях с крупными культурными центрами — Москвой и Петербургом.
Близкой аналогией образу является замечательное произведение холмогорского резчика Ивана Заозерского «Распятие с предстоящими и орудия Страстей Христовых».
Иван Заозерский работал на рубеже XVIII—XIX вв., в эпоху наивысшего расцвета косторезного промысла. С большой долей вероятности можно предположить, что представленная икона могла быть исполнена резчиками круга Ивана Заозерского либо им самим.
С. Гнутова.

Храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Сцены Страстного цикла. Евангелисты. Икона — 1878 год. Греция.

Мастер Козма Латриотот. Оправа — 1879 год. Россия. Фирма И.П. Хлебникова. Кость, резьба, фольга, дерево, бархат, белый металл, золочение, чеканка. 21,2х18,6 см.
Деформация и утраты фольги. На киоте утрата накладки по нижнему краю, потертость и утраты золочения, царапины. Три отверстия по нижнему краю. На обороте в углах сечение и разрывы бархата.
Икона в киоте с разнообразными композициями, выполненными в технике рельефной и сквозной резьбы по кости, в рамках различной формы. В центре в овале многоплановое изображение архиерейской службы в интерьере храма. По углам иконы евангелисты с символами. Между этими композициями расположены сцены Страстного цикла (слева направо сверху вниз): «Моление о чаше», «Христос в терновом венце», «Праотцы и пророки», «Бичевание», «Воскресение (Сошествие во ад)», «Поцелуй Иуды», «Положение во гроб», «Распятие», «Снятие с креста», «Тайная вечеря». Фон закрыт фольгой зеленого цвета. По краям средника рельефная надпись на греческом языке с указанием автора и времени изготовления. Средник вставлен в деревянную раму с резным геометрическим орнаментом и помещен в глухой позолоченный киот со стилизованным растительным узором из трилистников. Вверху круглое ушко с кольцом. Оборотная сторона в рубашке из малинового бархата. На нижнем торце клейма: «двуглавый орел», ХЛЪБНИКОВЪ. АК*84.1879.
С. Гнутова.

comments powered by HyperComments