рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия

01 марта 2014 г.

Ткани

Пелена к иконе Богоматери «Владимирская». Середина XVII века. Москва.

Вклад патриарха Иосифа (?). Атлас, камка, холст, жемчуг, бирюза; шелковые, серебряные и золотные нити. Лицевое шитье. 196х72 см.
Пелена шита «по подобию» и «в меру» чудотворной иконы Богоматери «Владимирская»». Подобные большие пелены предназначались для украшения икон, к которым они подвешивались снизу, либо были выносными и участвовали в церковных процессиях наряду с иконами.
Образ Богоматери с Младенцем свободно вписан в пространство средника. Личное шито очень мелкими стежками светло-коричневым шелком слабой крутки «атласным швом» «по форме». Тени над верхней и под нижней губой, тонкая тень по овалу лика, тонкие линии подглазий и морщины над бровями, на переносице и в углах глаз выделены более темным коричневым шелком. Рисунок и волосы выполнены темно-вишневым шелком. Одежды, нимбы и надписи шиты пряденой золотной и серебряной нитью «в прикреп». Шелковые прикрепы неярких тонов образуют различные традиционные для середины XVII в. орнаменты: «клетчатый городок», «денежка с четырехчастной ягодкой», «черенок», «клопчик», различные виды клетки. Чепец Богоматери шит сканью. Контуры и складки одежд выделены рельефным в виде серебряного шнура швом «по веревочке». На голове Богоматери и на Ее левом плече нашиты шестиконечные жемчужные звезды с бирюзой в кастах. Фон средника — темно-красный атлас, каймы — лиловый атлас. Подкладка — красная итальянская камка XVII в. По границам каем нашита поздняя серебряная тесьма. На каймах золотой вязью шит тропарь: «ДНЕСЪ СВЕТЛОКРАСУЕТСЯ СЛАВНЕШИЙ ГРАДЪ МОСКВА...».
Пелена стилистически, типами ликов очень близка подобным строгановским произведениям — пеленам к иконам Богоматери «Донская, с праздниками и избранными святыми», 1661 г., «Одигитрия», «Владимирская», от которых отличается, однако, материалом и техникой личного шитья. Думается, что пелена вышла из той же мастерской, что и одноименная пелена, вклад патриарха Иосифа в Успенский Княгинин монастырь во Владимире, 1642-1652.
А. Силкин.
 
Пелена к иконе Богоматери «Владимирская».Фрагмент

Вселенские святители. Епитрахиль. XVI век.

Москва, Балканы (?). Шелковая ткань, крашенина, бархат, металлические пуговицы; шелковые, серебряные и золотные нити. Лицевое шитье. 130х26 см.
Вселенские святители. Епитрахиль. XVI век.Епитрахиль принадлежала, очевидно, некоему архиерею, о чем свидетельствуют как сам факт украшения ее лицевыми изображениями святителей, так и драгоценные материалы, мастерство и исключительное художественное качество. На епитрахили вышиты фронтально в рост шесть святителей, попарно: Василий Великий и Иоанн Златоуст, Николай Мирликийский и Григорий Богослов, Афанасий и Кирилл Александрийские. По сторонам от нимбов золотной нитью вышиты их имена. Правые руки святых подняты в святительском жесте, в левых держат Евангелия. Границей клейм служат только поземы и тканая орнаментальная тесьма (по красному фону чередующиеся серебряные и золотные S и Х-образные элементы), которой обшиты края епитрахили. Фигуры — с обобщенным контуром, довольно приземистые, мощные, с большими головами. Черты ликов крупные и очень выразительные. Лики изображены в легком ракурсе, но взгляд обращен на зрителя. Светотеневая моделировка выполнена постепенным переходом стежков более темного шелка в светлый (как бы плавью).
Личное шито очень тонким некрученым шелком телесного цвета «в раскол» и «атласным швом» «по форме». Рисунок передан черным шелком. Доличное шито цветными шелками слабой крутки швами в косой ряд. Зарукавья, кресты на облачениях, Евангелия выделены пряденой золотной нитью «в прикреп», нимбы и омофоры — пряденой золотной и серебряной нитью «в прикреп» по настилу. Первоначальный фон — синяя шелковая ткань. Иордань сшита из турецкого золотного бархата XVII в. (вероятно, пришита позднее). Подкладка — синяя крашенина. В создании епитрахили XVI в. можно предположить участие балканских мастеров на основании ряда признаков: типа ликов святителей с крупными, выразительными чертами, не характерная для русских памятников светотеневая моделировка, выполненная переходом стежков более темного тона в светлый, повторяя живописную «плавь». Этот прием встречается в византийском и сербском шитье XIV—XVI вв. (в древнерусском шитье — только на покрове «Преподобный Сергий Радонежский», 1420-е годы). Тип орнамента на тесьме очень распространен в сербском шитье. Следует учитывать и тот факт, что на епитрахили нет изображения ни одного русского святителя.
А. Силкин.
Вселенские святители. Епитрахиль. Фрагмент
Вселенские святители. Епитрахиль. Фрагмент

 

Митра. 1871 год.

Троице-Сергиева Лавра(?). Серебро, картон, бархат, муар, трунцал, речной жемчуг, бисер, цветные стекла, искусственный жемчуг, стразы, холст, масло; чеканка, штамповка, золочение, живопись. Высота — 26, диаметр основания — 22 см.
Митра. 1871 год. Клейма: проба серебра «84», мастера Давида Ивановича Красикова «ДК»(?). Предположительно из собрания Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Реставрация домузейная.
Надписи вышиты речным жемчугом. На дугах звезды: «с ним есмь в скорби / воззовет ко мне / услышу его / яко на мя оупова / прославлю его / долготою днеи / исполню его / явлю ему спасение Мое»; внизу: «буди господи милость твоя на нас яко же уповахом на тя 1831 г 10 марта 1871» (цитаты из 90-го псалма).
Вверху в центре митры — круглая дробница с живописным изображением Ветхозаветной Троицы. Верхний ряд дробниц восьмиугольной формы с поясными прямоличными образами свв. Марии Магдалины, Ильи Пророка, прп. Сампсона, ап. Фомы, Ангела Хранителя, вмч. Пантелеимона, мч. Агапия и иже с ним, мч. Кодрата и иже с ним. Нижний ряд дробниц фигурной формы с ростовыми изображениями Спаса Вседержителя, Богоматери и св. Иоанна Предтечи, прпп. Антония Печерского, Андрея Критского, Сергия Радонежского, Никона Радонежского, с образом почитаемых в Лавре прп. Михея Радонежского, Максима Грека, Дионисия, свтт. Серапиона, Иоасафа. Митра увенчана четырехконечным крестом из стразов.
По преданию, письменно засвидетельствованному Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским), митра принадлежала свт. Московскому Филарету (Дроздову). Однако изображения почитаемых в Лавре святых на дробницах нижнего ряда митры дополнены образами прпп. Андрея Критского и Антония Печерского — небесных покровителей в миру и монашестве прп. Антония (Медведева) — наместника Троице-Сергиевой Лавры. Выбор святых верхнего ряда определен важными датами и событиями его же жизни: день его рождения приходится на память ап. Фомы; 27 июня — в день памяти вмч. Пантелеймона, он поступил в Саровскую пустынь; 27 июня — память прп. Сампсона странноприимца — принял монашеский постриг; 20 июля — память св. Ильи Пророка — рукоположен в иеродиакона; 22 июля — память св. Марии Магдалины — посвящен в иеромонаха; 10 марта — память мч. Кодрата — назначен наместником Лавры; 15 марта — память мч. Агапия — возведен в сан архимандрита.
Эти факты указывают на принадлежность митры наместнику Антонию, а вышитая дата позволяет предположить, что митра была изготовлена ко дню празднования его сорокалетнего служения в должности наместника Лавры, отмечавшегося 10 марта 1871 г.
Тем не менее, предание и свидетельство Святейшего Патриарха Алексия I заслуживают внимания, так как при украшении митры могли быть использованы детали ветхой митры свт. Филарета (серебряные накладки).
Впоследствии митра была увенчана архиерейским крестом. Вероятно, в ней служил Патриарх Алексий I (Симанский).
С. Гнутова, Я. Зеленина.

Митрополит Филипп Чудотворец. Пелена. Середина XVII века. Москва.

Атлас, тафта, холст; шелковые, серебряные и золотные нити. Лицевое шитье. 40х33,5 см.
Митрополит Филипп Чудотворец. Пелена. Середина XVII века. Москва.Реставрирована в 1956 г. реставратором ГЦХРМ М.П. Рябовой.
Митрополит Филипп изображен в рост прямолично. Руки подняты: правая в благословляющем двуперстном жесте, левая держит Евангелие. Черты лица мелкие, взгляд скошен влево. Пропорции фигуры удлиненные. Над нимбом святого вышит Нерукотворный лик Спаса без плата и так плотно, что нимб Христа усечен нимбом Филиппа.
Личное шито некрученым шелком коричневатого оттенка «атласным швом» «по форме». Черты лица и волосы — коричневым шелком. Облачения, нимбы и фон шиты серебряной и золотной пряденой нитью «в прикреп». Неяркие шелковые прикрепы образуют различные орнаменты: «ягодка», «черенок», различные сложные клетки и др. Позем зашит сканью. Контуры одежд и нимбов выделены тонким серебряным шнуром из двойной нити. Каймы — красный атлас, подкладка — светло-зеленая тафта. Именующие надписи шиты тонким золотным шнуром. На каймах шита серебром вязь тропаря: «ПЕРВОПРЕСТОЛНИКОМЪ ПРИЕМНИЧЕ СТОЛПЪ ПРАВОСЛАВИЯ...».
В пелене заметно влияние аналогичных строгановских небольших пелен середины XVII в. с московскими митрополитами.
А. Силкин.

Омофор. 1660-1670-е годы. Сольвычегодск.

Мастерская Анны Ивановны Строгановой. Тафта, камка (Италия), объярь (Турция), холст; шелковые, серебряные и золотные нити. Золотные тесьма и кружево. Лицевое шитье. 227х32 см., диаметр круглого клейма — 15,5х13,5 см., кресты — 31х28,3 см.
Омофор. 1660-1670-е годы. Сольвычегодск.Омофор обрезан с одного конца почти на 200 см. Утрачены: два креста, на которых были вышиты, вероятно, сюжеты «Распятие» и «Положение во гроб»; «источники», кисти на концах омофора.
Омофор шит из итальянской камки XVII в. палевого цвета с растительным орнаментом в виде разработанных вьющихся толстых стеблей, проходящих через короны, а также плодов граната и листьев аканфа. Сохранившиеся полосы «источников» выполнены из турецкой золотной объяри XVII в. (мелкие красные гвоздики по золотому фону). Подкладка поздняя — китайская камка XVIII в. Края омофора обшиты золотными тесьмой и кружевом.
Посередине омофора нашита «звезда» — круглое (в данном случае овальное) клеймо с шитой композицией «Богоматерь с Младенцем на троне, с преподобными Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским». Богоматерь держит на коленях Младенца, который благословляет правой рукой. Слева и справа изображены коленопреклоненные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. В крестчатых клеймах по сторонам вышиты «Воскресение» (в типе «Сошествия во ад») и «Снятие со креста». Именующие надписи шиты красным шелком.
Материал, техника шитья и стиль характерны для произведений строгановских мастерских 60-70-х годов XVII в. Шитье композиций выполнено по красной тафте. Лики шиты плотно крученым шелком светло-серого цвета «атласным швом» «по форме». Рисунок черт лица — черным шелком. Светотеневая моделировка ликов передана по характерной «строгановской» схеме коричневым шелком. Все доличное и фон зашиты пряденым золотом и серебром «в прикреп» и сканью. Прикрепы разноцветного шелка образуют орнаменты: крестик, клопчик, черенок, городок, ягодка двойная. Контуры выделены серебряной нитью высоким швом «по веревочке».
Существует два полностью сохранившихся строгановских омофора: из комплекса облачения митрополита Ростовского Ионы Сысоевича 1665 г. и архиепископа Суздальского Стефана 1671—1672 гг., переданный в конце XVIII в. вместе с саккосом в Пермь. На них имеются помимо крестов со «Снятием со креста» и «Сошествием во ад» кресты с «Распятием» и «Положением во гроб». Несколько споротых крестов с этими сюжетами хранятся в ГРМ, что заставляет предположить наличие тех же композиций и на данном памятнике.
Особенностью омофора является изображение в «звезде» Богоматери на престоле, с Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским, в то время как на вышеуказанных омофорах вышито «Вознесение». Думается, что выбор этого сюжета обусловлен конкретными фактами биографии архиерея, которому был поднесен омофор и чье служение было связано как с Новгородом, так и с Москвой. Из архиереев 60—70-х годов XVII в. это могли быть патриархи Питирим, занимавший престол с 7 июля 1672 г. по 1673 г. (до 1664 г. митрополит Крутицкий, затем Новгородский), или Иоаким, сменивший его сначала в 1673 г. на новгородской кафедре, а в 1674 г. — на патриаршей.
А. Силкин. 
Омофор. Фрагмент 1 Омофор. Фрагмент 2 Омофор. Фрагмент 3

Плащаница "Положение во Гроб". Первая половина XVIII века. Россия.

Штоф, бархат, холст; шелковые, серебряные и золотные нити. Лицевое шитье. 81х132 см.
Личное шито крученым шелком телесного цвета атласным швом «по форме». Все доличное — пряденым золотом и серебром «в прикреп». Серые и желтые шелковые прикрепы образуют традиционные орнаменты.
Для иконографии и стиля плащаницы характерно присутствие черт как более ранних, средневековых, памятников, так и плащаниц начала XVIII в. Типично для XVIII в. отсутствие изображения первого лица Троицы — Саваоф представлен только исходящим от него Св. Духом в виде голубя.
В среднике по красному штофу вышита композиция «Положение во Гроб»: Христос лежит на погребальной пелене на плоском «гробном камне», руки скрещены на груди. Голову поддерживает сидящая Богоматерь. За Ней стоит с поднятыми к лицу руками Мария Магдалина и склоняется к Гробу Мария Клеопова. Ноги Христа поддерживает покровенными руками Никодим. За ним стоит со скрещенными на груди руками Иосиф. За Гробом к ногам Христа склоняется апостол Иоанн. Композицию фланкируют два ангела с рипидами. Над Гробом вышит голубь — Св. Дух. Перед Гробом внизу два ангела, склоняющие рипиды над лежащей плащаницей. Слева у изголовья на схематично переданном прямоугольном блюде лежат терновый венец, гвозди, трость и копие. В углах средника в круглых клеймах вышиты поясные изображения евангелистов. В углах каймы в квадратных клеймах по серебряному фону — херувимы и серафимы. На каймах шит текст ирмоса 9-й песни канона Великой субботы: «НЕ РЫДАЙ МЕНЕ МАТИ ЗРЯЩИ ВО ГРОБЕ...».
А. Силкин.

Святые диаконы. Орарь. Конец XVI века. Москва.

Мастерская Дмитрия Ивановича Годунова(?). Атлас, аксамиченный бархат, крашенина, холст; шелковые, серебряные и золотные нити. Лицевое шитье. 280х11,5 см.
Орарь предназначался для облачения диакона, участвовавшего в архиерейской службе; известны единицы подобных орарей, украшенных вышитыми изображениями свв. диаконов.
Посередине ораря вышит херувим, по обе стороны в вертикальных прямоугольных клеймах — свв. диаконы с херувимами и серафимами над головами. Пять юных диаконов и три средовека изображены в рост прямолично с кадилом в правой руке и с сионом в покровенной левой. Все диаконы облачены в стихари с орарями на левом плече. Края обрамляет узкая полоса с орнаментом в виде вьюна. Именующие надписи утрачены, но мы можем полагать, что это архидиаконы Стефан, Лаврентий, Евпл, диаконы Никанор, Авив, Иаз (Иасон), Филипп и Аммон.
Личное шито светлым слабо крученным шелком «в раскол» «по форме», без теней. Волосы и рисунок выполнены темно-коричневым шелком.
Доличное шито пряденой золотной и серебряной нитью «в прикреп» по настилу. Разноцветные шелковые прикрепы образуют разнообразные традиционные орнаменты. Нимбы и «вьюнок» шиты золотной нитью «по веревочке» рельефно, поземы — сканью. Первоначальный фон — атлас «таусинного» (лилового) цвета. Орарь, по всей вероятности, был создан в конце XVI в. Об этом говорят и пропорции фигур, и миловидность ликов с мелкими чертами, и миниатюрная тщательность личного шитья, и развитость металлического шитья доличного с разнообразными прикрепами. По этим признакам орарь близок таким произведениям мастерской Дмитрия Ивановича Годунова, как сударь «Вмч. Дмитрий Солунский», и сударь «Сщмч. Ипатий Гангрский».
А. Силкин.
 
Святые диаконы. Орарь. Фрагмент
Святые диаконы. Орарь. Фрагмент

София Премудрость Божия. Пелена. 60-е годы XVII века.

Москва, мастерская Ильи Даниловича Милославского (?). Атлас, холст, тафта; шелковые, серебряные и золотные нити. Лицевое шитье. 67х65,5 см.
Дар Троице-Сергиевой Лавры 1965 г.
Личное шито шелком слабой крутки светлого телесного цвета «атласным швом» и «в раскол» по форме. Рты шиты красным шелком одним стежком, волосы — светло-коричневым шелком. Рисунок и складки одежд переданы темно-коричневым шелком. Доличное шито по настилу прядеными золотными и серебряными нитями «в прикреп». Цветные шелковые прикрепы в основном неярких тонов образуют различные традиционные орнаменты. Небесный свиток, мандорла Софии и позем шиты сканью. Детали трона шиты рельефно по высокому настилу. Фон средника — красный атлас, каймы — зеленый атлас. Подкладка — зеленая тафта.
Иконография пелены восходит к храмовой иконе новгородского Софийского собора. В основе образа «София Премудрость Божия» лежат тексты Книги Притчей Соломоновых: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь...» (9:1-5); пророчество Исайи (9: 6) и Откровение (10:1).
В центре композиции в большой круглой мандорле изображена София в образе ангела, восседающая на пышном троне, опирающемся на семь тонких столбов. Остроконечные крылья Софии подняты и выходят далеко за границы мандорлы. На голове городчатая серебряная корона и тороки. В правой руке, поднятой к груди, Она держит скипетр, в левой — свиток. Ноги Софии опираются на золотой круглый камень. София облачена в царские одежды с клавом. Слева и справа от Софии в деисусном предстоянии изображены Богоматерь, держащая перед грудью медальон со Спасом Эммануилом, и Иоанн Предтеча с поднятой и обращенной к Софии в именословном перстосложении правой рукой. В левой он держит свиток. Вверху средника изображен большой развернутый небесный свиток с этимасией в центре и двумя парящими ангелами по краям, руки ангелов покровенные. Под этимасией в круглой мандорле, шитой серебряными и золотными нитями, поясное изображение Спаса, благословляющего обеими руками.
На каймах вязью шит тропарь: «ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ СЛОВО Б(О)ЖИЕ...».
А. Силкин.

comments powered by HyperComments