рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия

16 июня 2017 г.

Персона

Пред лицом Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I

    Говорят, что фотографии представляют собой ни что иное, как только попытку остановить на мгновение скоротечную нашу жизнь, но так как жизнь продолжается, то любая обстановка быстро уходит в прошлое, чаще в небытие. Фотография – это, мол, смерть. Я с этим согласиться полностью не могу, ибо есть снимки «объёмные» – в них усматривается не только прошлое, но и приподнимается завеса в будущее...
   К подобного рода фотографиям относится снимок, сделанный неизвестно кем, но известно когда: весной 1952 года. Это фото хорошо известно студентам Московских духовных школ, ибо давно уже находится на видном месте в вестибюле Большого актового зала. На данной фотографии отражено одно из самых радостных – больших событий в моей жизни: я сдаю экзамен по Догматическому богословию за первый курс МДА пред лицом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (17 апреля 1970 г.). За экзаменационным столом под председательством Его Святейшества сидят ректор академии профессор протоиерей Константин Ружицкий († 1964) и преподаватель Догматического богословия професор Сергий Савинский († 1954).
   Помню, что Его Святейшество долго, внимательно слушал меня и пристально смотрел – мне было и страшно, и радостно. Но по мере ответа страх постепенно отступал, а радость увеличивалась. И как только Святейший Патриарх, выслушав ответ, начал с улыбкой ставить мне вопросы, а я смог на них отреагировать, на душе стало легко – легко. И тут Его Святейшество во всеуслышание сказал: «Пять с плюсом...»237. Окрылённый радостью, отошёл я от экзаменационного стола.
   У всех однокурсников, сидевших в аудитории и бывших свидетелями этого события, я заметил улыбку на устах, одобрения на лицах... Улыбались и экзаменаторы – ректор и всегда строгий отец Сергий. Вечная им память! Да примет их Господь в свои Вечные Обители! Это были действительно великие люди, достойные Божии служители в трудные годы бытия Святой Православной Русской Церкви. Их можно вспоминать только с любовью и благодарностью.
   Сегодня, когда исполнилось 125 лет со дня рождения (9 ноября 1877 г.) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, я вспоминаю его с особенной теплотой. Часы, проведённые возле Его Святейшества, я называю священными, ибо они и освящали мою душу, и озаряли её Небесным Светом, наполняли её отрадой. А ведь в те лихие годы существования нашей Святой Церкви все мы очень и очень нуждались в этом. (Хотя и в скобках, но хочу отметить: дети всегда нуждаются в поддержке отца...).
   Святейший Патриарх Алексий I любил посещать Московскую Духовную Академию и Семинарию. Приезжая в святую Лавру к преподобному и Богоносному Отцу нашему Сергию, Его Святейшество навещал и «большую келью» Преподобного – Духовную Академию.
   Перед приходом Его Святейшества в Академию здесь дополнительно наводили порядок: в актовом зале, в аудиториях выпрямляли ряды стульев, портреты, ковры, везде проверяли лампадочки. Сам отец ректор обходил все помещения Академии и всё осматривал. Готовились к встрече, как к великому празднику. И действительно, это был праздник – торжественное ожидание, подъём чувств, воодушевление, доброе возбуждение... Если что-то оставалось недосмотренным, Его Святейшество сразу замечал и тут же просил кого-нибудь из сопровождающих привести вещь в соответствующий вид, а иногда сам подходил к портрету, висящему косо на стене, и осторожно начинал своей палочкой выпрямлять. Конечно, кто-то сразу бросался к портрету и скорее ставил его на место. Его Святейшество одобрительно кивал головой и улыбался – ни упрёка, ни выговора, ни, тем более, нервозности... Во всём – и в великом, и в малом – чувствовалась великая духовность великого Святителя, деликатность, уважение, интеллигентность, культура...
   С какой любовью Его Святейшество относился к труженикам Московских духовных школ красноречиво свидетельствует следующий факт.
   В шестидесятые годы (точно не помню) состоялась в МДА защита магистерской диссертации протоиерея Николая Никольского, настоятеля одного из московских храмов. Назначен был день и время защиты. Его Святейшество прибыл в Академию точно – минута в минуту. А диссертанта нет. Прошёл один час после назначенного времени, пошёл второй, а его все нет и нет. Чтобы занять Святейшего Патриарха начали показывать ему Церковно-Археологический кабинет. Прошли по всем залам, вернулись вторично в некоторые залы, замедлили до предела осмотр... И Его Святейшество не подал даже виду, что он волнуется, что устал, или что вот-вот уйдёт из Академии. Наконец, почти бегом врывается в ЦАК диссертант и сразу в ноги Его Святейшеству: «Простите, Ваше Святейшество! По дороге из Москвы, возле Хотьково, сломалась машина, в которой я ехал». Святейший улыбнулся, благословил диссертанта и возблагодарил Бога, что видит отца Николая живым и здоровым. Все возрадовались, быстро заняли места в Актовом зале. Защита прошла блестяще, тем более, что и отца Николая очень уважали в Академии, как бывшего её преподавателя, а потом страдальца – исповедника в суровых лагерях советского режима.
   Особенно радостны были встречи с Его Святейшеством в дни памяти святителя Московского Филарета (Дроздова) († 1867).
   Ежегодно – неопустительно – Его Святейшество прибывал в Академию 14 декабря (день Ангела святителя Филарета), встречался со всеми учащими и учащимися в Актовом зале, непременно сам рассказывал о святителе Филарете – и всегда что-то новое, нужное для Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I нас, необходимое. После собрания в Актовом зале Его Святейшество направлялся в Академический храм, где молился вместе со студентами перед отходом ко сну...
   Какую огромную – неизмеримую пользу приносили нам эти вечера! Это были подлинные встречи Отца с любимыми и любящими детьми! Я не пишу о них сейчас подробно, так как они многими описаны, есть и мои описания их, причём сделанные, как говорится, по свежим следам. Читатель может с ними познакомиться, заглянув в сборники моих статей, вторые я регулярно сдаю в библиотеку МДА. Есть в этих сборниках и другие мои свидетельства об Его Святейшестве. А ещё лучше обратиться к трудам протоиерея Алексия Шапова, профессора МДА. Отец Алексий († 1975) был крёстным сыном Его Святейшества, самым близким к нему человеком, многое видел, многое знал и о многом писал. Его труды также имеются в библиотеке МДА. Хорошо было бы найти и номера «Домашних семейных журналов Остаповых». Эти журналы – «тиражом» в четыре экземпляра – выпускались отцом Алексием Остаповым дважды в году (к Рождеству Христову и к Пасхе) и преподносились Святейшему Патриарху Алексию в ночи после богослужений Рождественского и Пасхального. В них отражалась, в основном, текущая церковная жизнь...
   Царство Небесное и вечная память великому Первосвятителю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I. Я считаю себя счастливым, что был призван к иподиаконскому служению (на 15 лет) при Его Святейшестве, а теперь имею возможность всякий раз при посещении Свято-Троицкой Сергиевой Лавры подойти к могиле Его Святейшества, а если не подойти, то хотя бы постоять у входа в храм Всех Святых в Земле Российской просиявших, где почивают останки Его Святейшества, помолиться об упокоении в Небесных Обителях дорогого Святителя и попросить его святых молитв у Небесного Престола Божия!
    Он бе светильник горя и светя: вы же восхотесте возрадоватися в час светения его (Ин. 5:35).
   Ноябрь 2002 г. (Из воспоминаний профессора Константина Ефимовича Скурата)

comments powered by HyperComments