рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия

15 января 2015 г.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ НА ЗЕМЛЕ КУЗНЕЦКОЙ

Алексеева Лариса Сергеевна, заведующая Музеем истории Православия на земле Кузнецкой, Религиозная организация «Кемеровская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», аспирант, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: kne-museum@mail.ru, alekslora@rambler.ru

 

Оленич Людмила Владимировна,  научный сотрудник Музея истории Православия на земле Кузнецкой, доцент кафедры «Теории и истории искусства» ФБГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», искусствовед, член Союза Художников России. e-mail: kne-museum@mail.ru, olenich_l@mail.ru

 

На протяжении многих веков Русская Православная Церковь создавала и хранила исторические и художественные ценности, большую часть которых составляли книги, церковная утварь, богослужебные предметы. Несомненна огромная роль церкви в сохранении и организации древлехранилищ и церковных музеев в дореволюционной России. Особенно активной стала деятельность церкви во второй половине XIX века, когда наряду с созданием светских археологических и исторических обществ во многих епархиях Московской Патриархии были организованы церковные археологические объединения, целью которых являлось выявление, изучение и сохранение памятников древности. После Октябрьской революции церковные музеи были ликвидированы, а их собрания влились в коллекции исторических, художественных, краеведческих музеев или были перепрофилированы в антирелигиозные учреждения. Первый церковный музей вновь был открыт в 1944 г. как Церковно-археологический кабинет в стенах Московской духовной академии.

В настоящее время заметно интенсифицируется возрождение музейного дела как важнейшего направления социокультурной деятельности Православной церкви. На территории Юга Западной Сибири также распространяется сеть церковных музеев, к числу которых относится и епархиальный музей истории Православия на земле Кузнецкой, образованный 3 ноября 2010 г. по инициативе епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха (Смирнова) [5]. Необходимость создания этого музея была вызвана тем, что на территории Кемеровской и Новокузнецкой епархии сохранилось определенное количество материалов, которые имеют бесспорное историко-культурное значение. И до создания музея, и в настоящее время те или иные предметы поступают на хранение, как правило, в качестве даров, как от священнослужителей, так и от прихожан храмов. И все они являются свидетельствами, памятниками разных периодов культурно-религиозной жизни в Кузбассе.

Начальным этапом комплектования музейных фондов Кемеровской епархии стал процесс классификации стихийно образовавшегося массива разных материалов: от архивных источников до произведений искусства. Все это надо было распределить по разделам, включающим архивные документы (отчеты благочиний, наградные письма, приказы, рапорты, периодику и т. п.), старопечатные книги и богослужебные издания Нового времени, предметы церковной и бытовой утвари, священнические облачения, видео- и   аудиоматериалы. Значительную группу артефактов музейной коллекции составили произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства светских художников.

Исходя из характера этих материалов были намечены и обрели свое реальное наполнение основные направления деятельности Музея истории Православия. Первое из них - фондовая работа, которая включает в себя комплектование, учет, хранение и изучение музейных предметов и коллекций. В связи с отсутствием четких нормативно-правовых документов, регулирующих научно-фондовую работу епархиальных и церковных музеев, сотрудники Кемеровского епархиального музея опираются на Инструкцию по учету и хранению музейных ценностей, утверждённую Министерством культуры СССР в 1985 г. и Инструкцию по учету и хранению музейных фондов в музеях, работающих на общественных началах. Поступающие предметы проходят два этапа учета. На первом этапе проводится юридическая регистрация посредством составления актов приёма на постоянное хранение. На втором этапе научно-исследовательские сведения о памятниках регистрируются в Книге учета фондов.

В настоящее время фонды епархиального «Музея истории Православия на земле Кузнецкой» состоят из следующих разделов:

  1. 1.    Документальный фонд, к которому относятся следующие коллекции: 

а) книги старопечатные, редкие издания XVIII – XX вв.;

б) рукописные и печатные документы, свидетельствующие об истории Русской Православной церкви;

в) фотографические материалы, имеющие документальное или мемориальное значение;

г) материалы по становлению и развитию Кемеровской Епархии (1993) и Кузбасской митрополии (2012 г.);

д) архив д.и.н., профессора Кимеева В. М.

  1. 2.    Мемориальный фонд архиереев

а) Коллекция личных предметов архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония (Будько);

б) Коллекция личных предметов митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха (Смирнова), главы Кузбасской митрополии.

         3. Художественный фонд

а) Коллекция светского искусства: живопись, скульптура, оригинальная и печатная графика, декоративно-прикладное искусство;

б) Коллекция церковного искусства: иконы, металлические оклады,    медное литье [3].

 Соотнесение этой фондовой классификации в «Музее истории Православия на земле Кузнецкой» с коллекциями других музеев позволяет говорить о довольно типичном наборе наименований в ее составе.

Второе направление музейной деятельности связано с процессом научного осмысления коллекций. Несмотря на пока еще скромное наполнение фондов, сотрудники не только классифицируют собранные артефакты, но и предпринимают шаги для их научного описания. Изучаемые материалы и памятники включатся в сферу историко-художественного и культурологического знания. Например, в марте 2013 года музеем была организован и проведен всероссийский научно-практический семинар под названием «Икона «Страшный суд» в контексте актуализации современных общественных представлений о конце света». Среди докладчиков были искусствоведы, реставраторы, музыковеды, филологи, работники музеев. Итогом семинара стало печатное издание – «Путеводитель по иконе «Страшный суд». Исследования сотрудников музея регулярно публикуются в научных сборниках, в т. ч. изданиях, рекомендованных ВАК [1; 2; 4, 7].

Активней всего в настоящее время развивается направление просветительской деятельности музея, связанной с выставочно-экспозиционной, образовательной и информационно-публицистической работой сотрудников.  

На площадках Музея истории Православия на земле Кузнецкой, как правило, соседствуют произведения светского и церковного искусства, это делается с целью продемонстрировать художественно-культурную преемственность между ними, показать возможность взаимовлияний. В течение последних двух лет в пространстве Музея проводятся временные выставки, на которых представлены произведения светских художников Кемеровской области (А. Дрозда, Т. Абрамовой, И. Акимовой, И. Филичева, Н. Перковой, Г. Писаревской, А. Макеева, А. Зайцева и других). Это особенно привлекает тех художников, которые интересуются христианской тематикой, стремятся к ее творческому осмыслению. Например, известному кемеровскому живописцу Т. Абрамовой сотрудниками музея было предложено разработать тему «Жены-мироносицы», и художница очень плодотворно ее разрабатывает в течение последних лет, показывая свои работы и в пространстве епархиального музея, и на городских выставках. На наш взгляд, это еще один из способов включения епархиального музея в живую культуру.

Коллекции из тех или иных разделов фондов регулярно экспонируются на передвижных выставках с просветительскими и репрезентативными целями. В связи с недостатком музейных площадей предметы коллекций передаются на временные выставки вузов, библиотек, в музеи г. Кемерово и Кемеровской области. Таким образом, музейные коллекции становятся активным компонентом не только внутреннего существования Кузбасской митрополии, но и всей культурной жизни региона.

Все выставки сопровождаются экскурсиями и текстовым материалом, который публикуется в средствах массовой информации митрополии.

Музеем используются разные информационные средства для контакта с широкой публикой. Через епархиальный тележурнал «Кузбасский ковчег», его постоянные рубрики - «Православный календарь» и «Открывая двери храма» - зрители знакомятся с произведениями церковного искусства. Благодаря сотрудничеству с Автономной Некоммерческой Организацией «Глагол», читатели одноименной православной газеты «Глагол» узнают о воплощаемых в жизнь музейных проектах. Еще одним вектором просветительской деятельности музея является проведение мероприятий, направленных к сближению различных видов искусства на площадке музея. Ежегодно в стенах епархиального музея проводится встречи, объединяющие как церковную, так и светскую культурную общественность в концертах, вечерах поэзии.

Также Музей истории Православия на земле Кузнецкой активно сотрудничает с Архитектурно-иконописной комиссией, действующей при епархиальном Архитектурно-строительном отделе, делая экспертные отзывы на церковные проекты и убранство строящихся храмов. В некоторой степени это позволяет музею оказывать влияние на кузбасское храмоздательство с позиций вкуса и стилистического единства всех элементов оформления церквей. Кроме того, сотрудники музея проводят экспертно-консультативную поддержку архитектурно-художественных проектов и для посетителей музея. 

Подводя итог, можно отметить, что современная ситуация ставит музеи перед необходимостью все активнее включаться в решение социально-культурных проблем своих регионов. Сотрудниками епархиального музея рассматриваются как равноправные все направления музейной деятельности, обращенные и к внутренней жизни церкви, и к широким структурам культурной реальности региона. Интегрируясь в общую работу епархии, связанною с решением миссионерских, образовательных, информационно-просветительских задач, музей расширяет круг своей деятельности, сплавляя дореволюционный опыт и новые формы коммуникации с населением.

 

Литература

  1. Алексеева Л. С. Деятельность музея истории Православия на земле Кузнецкой в сфере духовно-нравственного воспитания//Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. - № 20.
  2. Алексеева Л. С., Оленич Л. В. Народная икона как объект изучения в      Музее истории Православия на земле Кузнецкой//Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2014. - № 27.
  3. Книга поступлений Музея истории Православия на земле Кузнецкой.
  4. Оленич Л. В. Роскошь в русском художественном сознании средневековья и Нового времени//Вестник Кемеровского государственного университета      культуры и искусств. – 20 14. - № 26.
  5. Положение о Музее истории Православия на земле Кузнецкой: утв. Епархиальным архиереем Православной религиозной организации Кемеровской и Новокузнецкой Епархии Русской Православной Церкви Аристархом, епископом Кемеровским и Новокузнецким 02.12.2010.
  6. Оленич Л. «Страшный суд» в западноевропейской живописи / «Страшный суд». Путеводитель по иконе. – Москва, 2013. – С. 24-32.

comments powered by HyperComments